Email or username:

Password:

Forgot your password?
H.O.F.

"the great war is inevitable", именно эта фраза из сна разбудила меня сегодня утром. Проснувшись лежал еще минут тридцать собирая в кучку мысли о происходящем, которые сложились в примерно такую же картинку, что и послание из сна.

Возможно меня неплохо импактнула работа над тезисом ведь приходится много читать о войне и о роли медиа во всем этом кровавом карнавале.

Напомню, что пишу про баес в западных медиа. И если честно, я застрял, увяз в очень сложных концептах, о которых можно говорить бесконечно много с нулевым практическим выхлопом. Так, например, бОльшя часть обзора литературы занимает проблема объективности. И как можно говорить об объективности субъективно? существует ли она? или очередной социальный конструкт? Я уже по уши в этом болоте.

В своих академических странствиях я наткнулся на концепцию peace journalism от Юхана Галтунга, которая хоть как-то пытается привнести крупицы объективности в освещении военных действий. Больше заинтересовал feedback loop, который возникает при war journalism модуляции, что простыми словами можно выразить как: чем больше медиа говорит о войне и идейно искажает ее действительность, тем сильнее эта война разгорается. И для того, чтобы затушить пожар войны, необходимо отступить от "они-мы" идеологических дихотомий, и говорить о причинах конфликта и о путях его решения. Говорить о всех военных преступниках, а не только о тех, что за баррикадой, фокусироваться на страдании людей с обеих сторон, а не только на боли "своих".

И мне почему-то кажется, что именно здесь есть что-то ценное. То, что лежит на поверхности, но почему то не привлекает внимание тех, от кого зависит ход событий. Грустно и то, что и обычные люди, будучи субъектами централизованных медиа, тоже не в состоянии в массе среагировать нестандартно и, будучи закованными в логику спускаемую сверху, продолжают кормить систему ненавистью к сконструированному врагу, заковывая себя еще в более глубокое медийное рабство платоновской пещеры.

Оставлю ссылку на работу Галтунга, если кому интересно:
tandfonline.com/doi/abs/10.108

5 comments
s1dul

@oleg_ru Тут так много вопросов сразу. Мне пока даже не совсем понятно, а что такое этот баес. Как его изолировать от похожих феноменов, чтобы было удобно препарировать?

Взять тезис Ленина о партийности литературы. Там он заявляет: "долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков", он отрицает саму возможность объективной журналистики в буржуазном обществе. Это он говорит, что раз баеса не избежать, будем относиться к нему рационально, или что-то другое?

Или взять Грамши и его культурную гегемонию. Сила нормативности - это баес или нет?

Или Брехт с его концепцией остранения - это вообще-то про театр, но это же и способ взломать баес в журналистике. Или нет?

Что это "баес"? Это когда журналист осознанно врёт? Когда он врёт и себе? Когда у него нет даже способа узнать правду или когда у него нет способа опубликовать её? Это все разные вещи или одинаковые? Баес или другое?

@oleg_ru Тут так много вопросов сразу. Мне пока даже не совсем понятно, а что такое этот баес. Как его изолировать от похожих феноменов, чтобы было удобно препарировать?

Взять тезис Ленина о партийности литературы. Там он заявляет: "долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков", он отрицает саму возможность объективной журналистики в буржуазном обществе. Это он говорит, что раз баеса не избежать, будем относиться к нему рационально, или что-то другое?

H.O.F.

@s1dul Я нашел много систем категоризирующих баес. Причем, какого-то точного определения нет, а если и есть, они очень условны. Все упирается в journalistic и editorial choices, а там уже определение причин этих choices. Первое - осознанно или неосознанно. И далее, если не осознанно, то определенно ли это какими-то личными или культурными особенностями. Если осознанно, что именно повлияло на выбор журналиста: редактура, цензура, повестка, коммерческий интерес итп.

s1dul

@oleg_ru так вся современная журналистика базируется на претензии быть объективной. Соответственно, все современные журналисты претендуют быть теми самыми ленинскими сверхчеловеками.

А может, это и есть решение? Претендуешь на объективность - значит врёшь. Заявил "партийность" - можно читать дальше. Но все равно и тут потребуются кардинальные изменения. Ведь, открыто подтасовывать факты или замалчивать общеизвестное по-прежнему нельзя.

С критикой тоже как-то надо работать. Сейчас же как? Каждый претендует на объективность, а значит и критика не предполагается. А уж отвечать на критику - и вовсе зашквар какой-то.

Кажись, я договорился до "раньше было лучше". Но и правда, сейчас нет ничего подобного философии нищеты и нищеты философии, критики критической критики, анти-дюрингов, реального социализма...

@oleg_ru так вся современная журналистика базируется на претензии быть объективной. Соответственно, все современные журналисты претендуют быть теми самыми ленинскими сверхчеловеками.

А может, это и есть решение? Претендуешь на объективность - значит врёшь. Заявил "партийность" - можно читать дальше. Но все равно и тут потребуются кардинальные изменения. Ведь, открыто подтасовывать факты или замалчивать общеизвестное по-прежнему нельзя.

H.O.F.

@s1dul В этом-то и основной трюк, что вся "объективность" ни что иное как маркетинговый ход. Что заявка на объективность является баесом сама по себе (Glasser).

s1dul

@oleg_ru так да. Я о том же. Но какой может быть позитивный выхлоп? Один - сказочный - проработать тему баеса, научиться его атрибутировать и не допускать. Другой - презреть "объективных". Других не вижу.

Но так и так сначала "академики" должны вопрос проработать и сделать токсичной саму претензию на необоснованную объективность. Причём, при должном остранении объективность возможна. Мы же можем объективно рассмотреть борьбу стай шомпонзе или даже неандертальцев и кроманьонцев. Да даже монголов против татар можем объективно рассмотреть. А вот поход татаромонгол на запад - уже хрен. Омтраненности не хватит. Мы школой индоктринировны, и с этим ничего не поделать.

@oleg_ru так да. Я о том же. Но какой может быть позитивный выхлоп? Один - сказочный - проработать тему баеса, научиться его атрибутировать и не допускать. Другой - презреть "объективных". Других не вижу.

Но так и так сначала "академики" должны вопрос проработать и сделать токсичной саму претензию на необоснованную объективность. Причём, при должном остранении объективность возможна. Мы же можем объективно рассмотреть борьбу стай шомпонзе или даже неандертальцев и кроманьонцев. Да даже монголов против...

Go Up