Многочисленные сражения европейцев с другими народами обычно представляются нами серией блестящих побед высокотехнологичных спейсмаринов над отсталыми туземцами, где европейские чады с пушками и пулеметами в разные стороны раскидывают останки дикарей вместе с их копьями и набедренными повязками. Однако, далеко не всегда все проходило так гладко, нередко колонизаторские попытки завоевания новых земель и народов оборачивались полным фейлом, несмотря на тотальное (чаще всего) техническое и экономическое превосходство. Сегодня вспоминаем пять подобных историй: о женщинах-конкистадорах и хитрых индейцах мапуче; о самом нелепом проигрыше британцев в Индии; деконструируем миф об эпическом сражении с индейцами при Литтл-Бигхорне; вспоминаем, как англичан в Африке победила их собственная армейская организация, ну и конечно мы не могли обойтись без очередной истории про то, почему вы не хотите пытаться обижать Въетнам.
Многочисленные сражения европейцев с другими народами обычно представляются нами серией блестящих побед высокотехнологичных спейсмаринов над отсталыми туземцами, где европейские чады с пушками и пулеметами в разные стороны раскидывают останки дикарей вместе с их копьями и набедренными повязками. Однако, далеко не всегда все проходило так гладко, нередко колонизаторские попытки завоевания новых земель и народов оборачивались полным фейлом, несмотря на тотальное (чаще всего)...
Голые кельты
Иногда задумаешься, что до сих пор о жизни варварских народов многое мы знаем исключительно со слов античных авторов. Вот, например, в Rome Total War у галлов и бриттов есть такой юнит, как “голые кельты”. И всё бы ничего, но о том, что галлы сражались обнажёнными, источников не так много, и все они – внешние. Потому что у самих галлов письменности не было.
Есть запись греческого историка Полибия о том, что в битве при Теламоне в 225 году до нашей эры в составе войска галлов был отряд “обнажённых гезатов”. Оценивал он их, кстати, так себе (А В ИГРЕ ОНИ ТЯЖЕЛОЙ ПЕХОТОЙ БЫЛИ). Мол, без защиты римляне гезатов быстро порубили, хоть они и сражались отважно.
Есть упоминания о том же у ещё одного грека - Диодора Сицилийского.
Есть изображения времён Пергамского царства в Малой Азии, которое контактировало с другой ветвью кельтов – галатами. На них галаты обычно изображены обнажёнными. (Кстати, во втором “Риме” именно галатам вроде достались голые юниты)
Ну и есть записи Гильды Премудрого, монаха времён гибели Римской Британии, о том, что ирландские пираты более покрывают волосами лицо, чем постыдные и к постыдным близкие части тела - одеждой.
Проблема в том, что это всё были авторы, для которых кельты были варварами и разрушителями. И если почитать греческих и римских авторов, то галл это был типичный варвар три инты. Храбрый, но тупой как дерево. А ещё каннибал и любитель убивать беременных женщин. Ну потому что как без этого. И идти в бой голыми прекрасно вписывалось в этот образ.
Так что, же голых кельтов не было? Ну, современные учёные считают, что скорее таки были. Потому что параллели находятся в ирландских легендах. В средневековой Ирландии существовали фении, такие мужские разбойничьи братства. И есть упоминания, что фении, по крайней мере в качестве испытания, должны были вступить в бой без доспехов и без одежды.
Так что вполне себе легитимная гипотеза, что “обнажённые гезаты” Полибия были кем-то подобным, таким же братством, только у материковых кельтов. Но вот ничего более конкретного мы не знаем. И не факт, что узнаем.
Голые кельты
Иногда задумаешься, что до сих пор о жизни варварских народов многое мы знаем исключительно со слов античных авторов. Вот, например, в Rome Total War у галлов и бриттов есть такой юнит, как “голые кельты”. И всё бы ничего, но о том, что галлы сражались обнажёнными, источников не так много, и все они – внешние. Потому что у самих галлов письменности не было.
https://youtu.be/goTZy90ylcM
США -- страна эмигрантов, созданная неоднократными волнами приезжих -- это расхожий общеизвестный факт. Крупнейшая страна Северной Америки переживала, переживает и вероятно переживет множество эмигрантских волн. И каждая из этих волн в конечном счете поглощалась культурой Соединенных Штатов, привнося что-то новое в традиции, экономику, искусство и так далее. Но все это не означает, что американцам всегда удавалось избегать любых конфликтов и противоречий -- наоборот, "понаехавшие" традиционно вызывали множество конфликтов, кризисных моментов и неодобрительное отношение к себе от местных. Да, даже если эти местные стали таковыми всего лишь во втором поколении. В любом случае, тема эмиграции в США -- штука интересная, особенно сейчас, когда эта страна переживает очередной миграционный кризис. Давайте попробуем разобраться, какие волны мигрантов в американской истории вызывали больше всего проблем, откуда они взялись и чем каждая обернулась. Анархией, мафией и террором? Или анархией, мафией, террором вкупе с экономическим ростом, обогащением американской культуры, политики и науки? Команда Редрум желает вам приятного просмотра.
https://youtu.be/goTZy90ylcM
США -- страна эмигрантов, созданная неоднократными волнами приезжих -- это расхожий общеизвестный факт. Крупнейшая страна Северной Америки переживала, переживает и вероятно переживет множество эмигрантских волн. И каждая из этих волн в конечном счете поглощалась культурой Соединенных Штатов, привнося что-то новое в традиции, экономику, искусство и так далее. Но все это не означает, что американцам всегда удавалось избегать любых конфликтов и противоречий -- наоборот,...
корни мифов о самурайской морали
Смешная ситуация сложилась с самурайским кодексом чести "Бусидо". Его очень часто иллюстрируют всякими суровыми цитатами (в основном сводящимися к тому, что в 99 процентах случаев выход из сложной ситуации — это самоубийство), которые обыкновенно берутся из книжки "Хагакурэ" — "Сокрытое в листве". Она очень сочная, атмосферная, в ней очень много красивого пафоса на тему того, что в жизни самурая все крутится вокруг его смерти и прочего в духе фантазий Юкио Мисимы.
Вот только написана она была в 18-м веке и была особо никому не нужна, потому что на дворе уже давно стояли мирные времена и вся эта гипертрофированная мораль из времен Сэнгоку уже вообще никому не упала. Книжку потом стараниями идеологов-милитаристов в 20-м веке на свет божий вытащили и заверте. В смысле, до сих пор многие строят свои представления о более ранних самурайских эпохах, отталкиваясь от видения автора Хагакурэ, забывая, что это, в общем-то, такая фантазия на тему "как должно все быть устроено" от старого ворчуна, которого окружают сплошь забывшие заветы предков зумеры и прочие самокатчики.
Так что не стоит (еще один камешек в сторону сериала, да) считать, что в каком-нибудь 15-16 веке действительно любые дилеммы в самурайском обществе решались через срочное сэппуку — это все равно, что считать, будто каждый древний грек в обязательном порядке был атлетом, потому что так это хотели видеть какие-нибудь ностальгирующие по несуществовшему никогда прошлому европейские интеллектуалы Нового времени.
З.Ы.
Автор "Скрытого в листве", кстати, сам самоубийство после смерти своего сюзерена не совершил, хотя по всему его положняку должен был. Но времена не те были, такие дела.
корни мифов о самурайской морали
Смешная ситуация сложилась с самурайским кодексом чести "Бусидо". Его очень часто иллюстрируют всякими суровыми цитатами (в основном сводящимися к тому, что в 99 процентах случаев выход из сложной ситуации — это самоубийство), которые обыкновенно берутся из книжки "Хагакурэ" — "Сокрытое в листве". Она очень сочная, атмосферная, в ней очень много красивого пафоса на тему того, что в жизни самурая все крутится вокруг его смерти и прочего в духе фантазий Юкио Мисимы.
Оружие японских женщин
Смотрел тут нового “Сёгуна”. И (хотя вопросов к нему гораздо больше, на самом деле) задумался – неужели японских женщин действительно учили пользоваться нагинатой, как это показано в сериале? И, не поверите, это оказалась не выдумка киношников, а реальная японская традиция. Правда, как и многие другие, традиция не то, чтобы очень древняя.
Нагината изначально была обычным оружием. И самый легендарный нагинатист (или как?) в японской истории был, разумеется, мужчина. Гондо Хэйдзаэмон, вассал дома Курода, живший в XVI веке. По легенде он со своей нагинатой сражался против 100 противников, причём 18 успел зарубить до того, как зарубили уже его самого.
Но вот как раз после того, как Токугава объединили Японию, нагината и стала превращаться в то, что она есть сейчас. Меч стал больше символом статуса, чем оружием. При поздних Токугава (XVIII-XIX века) были правила, кому какой меч положено носить. Женщины из самурайских семей должны были владеть нагинатами. Потому что нагината считалась символом гармонии. Поэтому да, девочек обучали владеть этим оружием, и нагината даже шла в стандартном приданом за самурайской невестой.
Разумеется, ими никто не сражался. Аристократок учили красиво финтить, но в жизни они максимум могли стоять с нагинатами в своего рода почётном карауле, встречая сеньора. Единственный зафиксированный случай, когда женщины с нагинатами сражались, произошёл во время восстания Сайго Такамори в 1876 году. Когда императорские войска брали город Сацума, то на стенах города их встретили и женщины с нагинатами в руках. Разумеется, это была сугубо чрезвычайная ситуация.
Но благодаря всему этому в современной Японии официально существует женская разновидность фехтования! Сейчас, правда, до фехтования на нагинатах допускают и парней, но это уже последствия борьбы за гендерные права (да, и такое бывает).
По поводу реалистичности же воительниц из сериала все еще неясно. Вроде как подобные кейсы в Японии встречались. Но большая часть информации на тему обучения женщин владением этим оружием – это сильно поздние времена, когда вся эта тема уже сильно мифологизировалась, так что стопроцентной уверенности тут нет.
Оружие японских женщин
Смотрел тут нового “Сёгуна”. И (хотя вопросов к нему гораздо больше, на самом деле) задумался – неужели японских женщин действительно учили пользоваться нагинатой, как это показано в сериале? И, не поверите, это оказалась не выдумка киношников, а реальная японская традиция. Правда, как и многие другие, традиция не то, чтобы очень древняя.
Нагината изначально была обычным оружием. И самый легендарный нагинатист (или как?) в японской истории был, разумеется, мужчина. Гондо Хэйдзаэмон,...
Славянская Германия Любителям мерять черепа и рассуждать о чистоте крови на заметку.
В 1919 году Веймарская республика избирала президента. Победил на тех выборах лидер СДПГ (социал-демократы) Фридрих Эберт. Но мало кто вспомнит, что его соперником была Немецкая Национальная Народная партия. Упрощая, это это была партия фрайкора, отбитых немецких националистов. НЕ нацистов ещё (в 1933 НННП объединится с НСДАП), но близких к тому национал-монархистов. Которые были против революции, против развала империи, против Версальского мира и за Дойчланд юбер аллес. Ядерным электоратом которой были немцы, бежавшие с отошедших к Польше восточных территорий.
И их кандидата в президенты звали... Граф Артур фон Посадовский. Бывший вице-канцлер Второго Рейха, богатый силезский землевладелец. Как вы понимаете, со славянскими корнями. И нет, это ему не мешало баллотироваться в президенты ГЕРМАНИИ от НАЦИОНАЛИСТОВ
Не в одной Австро-Венгрии жили славяне. В середине XVIII века Пруссия отжала у Австрии Силезию. А потом случились разделы Польши, где к Пруссии отошёл неслабый кусочек с Гданьском-Данцигом и Познанью-Позеном.
Прусские власти с самого начала вели политику по германизации славянского населения. Тем более что в той же Силезии, да и на западе Польши немцы в городах доминировали ещё в Средние века. Ну а с “костёлом, который сохранил польскую нацию” всё было не очень хорошо, потому конкретно в тех краях была сильная протестантская община, до половины всего населения.
В результате к началу XX века три четверти населения Силезии, 65% населения Западной Пруссии (это где Данциг) и 40% населения Познани воспринимали себя, как немцы. Они говорили по-немецки, были лютеранами, служили в немецкой армии, делали немецкую карьеру.. А что у многих из них были странные фамилии, заканчивавшиеся на - ский, так это ничего.
Многие такие “истинные немцы” со странными фамилиями после распада Второго Рейха будут травмированы не меньше прочих, и станут немецкими радикальными националистами. Таких даже среди евреев хватало. И в отличие от тех же евреев, иметь славянские корни было не приговором даже в НСДАП.
В результате среди немецкого командования во время Второй мировой мы видим генерал-майора танковых войск Германа фон Оппельн-Брониковского, обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Бах-Зелевского или фельдмаршала Эриха фон Левинского (хотя последнего вы, возможно, знаете под фамилией его отчима - Манштейн). Да, как вы все правильно понимаете, это тоже всё онемеченные этнические поляки. Ну и все это знают, но как не упомянуть - Отто Скорцени как бы тоже поляк, его фамилия Skorzeny по-польски читается как Скоженый.
И давайте сразу. Я часто видел этот факт с подводкой АЗАЗА ПОЛЯКИ ВОЕВАЛИ ЗА ГИТЛЕРА. Даже какие-то списки подобных офицеров польского происхождения приводят. Но, простите, это бред. Все эти люди потому и стали под знамёна Рейха, что воспринимали себя как немцы, пусть и не забывали о славянской крови. Бах-Зелевский и Скорцени делали карьеру в СС, куда до последних лет войны славян брать было прямо запрещено - именно потому, что их никто как поляков не воспринимал, несмотря на фамилии.
Но всё же это забавно, что среди самых радикальных националистов подозрительно часто можно встретить некоренные фамилии.
Redroom Text - Telegram
Просто иллюстрация того, насколько всё странно было в 1920-е - 1930-е годы. В Германии на 1932 год на полном серьёзе существовала ПРОНАЦИСТСКАЯ. ЕВРЕЙСКАЯ. ПАРТИЯ. Я сейчас не брежу.
На самом деле, сам факт появления правых евреев в Германии неудивителен.…
Славянская Германия Любителям мерять черепа и рассуждать о чистоте крови на заметку.
В 1919 году Веймарская республика избирала президента. Победил на тех выборах лидер СДПГ (социал-демократы) Фридрих Эберт. Но мало кто вспомнит, что его соперником была Немецкая Национальная Народная партия. Упрощая, это это была партия фрайкора, отбитых немецких националистов. НЕ нацистов ещё (в 1933 НННП объединится с НСДАП), но близких к тому национал-монархистов. Которые были против революции, против развала империи,...
В ролике говорил, что для Наполеона III Крымская война была большой пиар-акцией. Ну вот ловите "Эпинальские листки" - французскую пропаганду времён войны в картинках.
В чате патронов и патронесс мне скинули мем, от которого я сошел с ума. Но теперь мне придется показать его вам и заодно дать небольшую историческую справку.
Дело в том, что актинидию (как на самом деле называется этот фрукт) назвали словом "киви" специально ради того, чтобы его продавать. А выбрано это название было из-за схожести фрукта с птичкой киви.
И вроде бы кто про это уже вспомнит, но вот СЛУЧИЛСЯ ЭТОТ МЕМ и история сделала полный оборот.
В чате патронов и патронесс мне скинули мем, от которого я сошел с ума. Но теперь мне придется показать его вам и заодно дать небольшую историческую справку.
Дело в том, что актинидию (как на самом деле называется этот фрукт) назвали словом "киви" специально ради того, чтобы его продавать. А выбрано это название было из-за схожести фрукта с птичкой киви.
И вроде бы кто про это уже вспомнит, но вот СЛУЧИЛСЯ ЭТОТ МЕМ и история сделала полный оборот.
Это "Ленин на Ямале" 1948 года. Реальная картина ненецкого художника Ивана Истомина. Уже сама картина выглядит, как пропаганда, зашедшая не туда (Ленин, если что, на Ямале никогда не был). Но куда прикольнее то, что в 1955 году Истомин опубликовал рассказ "Легенды", где поясняет, что это ненецкая легенда следующего содержания.
Когда-то злой людоед Пюнегуссе похитил у ненцев солнце. Сотни лет в ямальской тундре царили мрак, холод и голод, стали вымирать ненцы. И вот однажды из-за Уральских гор показались белые упряжки: это богатырь Ленин, со своими товарищами-коммунистами приехал, чтобы вернуть народу солнце... Дальше Ленин возвращает солнце и наставляет ненцев, как праведно жить.
Истомин подает этот сюжет, будто это реальная ненецкая легенда. Но в любом случае славно как!
Это "Ленин на Ямале" 1948 года. Реальная картина ненецкого художника Ивана Истомина. Уже сама картина выглядит, как пропаганда, зашедшая не туда (Ленин, если что, на Ямале никогда не был). Но куда прикольнее то, что в 1955 году Истомин опубликовал рассказ "Легенды", где поясняет, что это ненецкая легенда следующего содержания.
Когда-то злой людоед Пюнегуссе похитил у ненцев солнце. Сотни лет в ямальской тундре царили мрак, холод и голод, стали вымирать ненцы. И вот однажды из-за Уральских гор показались...
Мне нравится идея, что ничего традиционного в принципе не существует. Ведь “традиции” мы воспринимаем здесь и сейчас, а насколько давно эта “традиция” укоренилась, никто не помнит. Так древними “традициями” начинает восприниматься просмотр “Иронии судьбы” на Новый год или “ежегодный парад 9-го мая”.
Так вот. Если вы забьёте в поисковик что-то вроде “русский национальный костюм”, то вам с вероятностью 90% выдаст вот такую “хохлому”, лол.
Забавно тут, что изначально так одевались не просто крестьяне, а питерщики. То есть те, кто уходили на заработки в город, зашибали там деньгу и возвращались с этой деньгой в деревню. То есть это был такой стильный лук “первый парень на деревне”. Более того, поскольку одевались красиво именно в городе, то косили под актуальную моду – немецкую. Например, картуз это изначально немецкий головной убор. А гармошка, она же аккордеон – немецкий музыкальный инструмент. Они в деревнях иногда даже буквально были немецкого производства. Сапоги же со скрипом это вообще часть армейской униформы. И всё это покупалось, разумеется, в городе.
Ну и вишенка на торте – костюм в таком виде сложился не так уж давно – в первой половине XIX века, под конец эпохи крепостного права. Есть куча воспоминаний помещиков-славянофилов про то, как он возникал и как крестьянские парни из города возвращались с гармонями и в картузах. Ну и, учитывая, что уже в сталинских колхозах так мало кто одевался, просуществовало это всё в лучшем случае лет 100 (начало XIX века - начало ХХ), а то и меньше.
Мне нравится идея, что ничего традиционного в принципе не существует. Ведь “традиции” мы воспринимаем здесь и сейчас, а насколько давно эта “традиция” укоренилась, никто не помнит. Так древними “традициями” начинает восприниматься просмотр “Иронии судьбы” на Новый год или “ежегодный парад 9-го мая”.
Так вот. Если вы забьёте в поисковик что-то вроде “русский национальный костюм”, то вам с вероятностью 90% выдаст вот такую “хохлому”, лол.
В пучине шитшторма под последним роликом с особой настойчивостью и частотой появлялся тейк, что “а вот индейцы воевали за Юг”. И действительно, но есть нюанс – за Север они тоже воевали.
1861 год. Индейская Территория – земли, куда были выселены “Пять цивилизованных племён”: чероки, чокто, чикасо, крики и семинолы. Многие их вожди с самого начала поддержали Конфедерацию. Но это произошло отнюдь не единодушно.
В результате зимой этого же года на Индейской территории случилась своя Гражданская война, известная, как “Тропа кровавого льда”. Когда оставшиеся лояльными Союзу крики и семинолы вождя Опотлеяхолы отходили на контролируемую Союзом территорию, и их преследовали лояльные Конфедерации чероки легендарного генерала Уэйти и чокто полковника Купера. Тогда из 9500 отходивших в Канзас индейцев, среди которых большинство были женщины и дети, погибли 2000.
А оставшиеся... Оказались долгое время никому не нужны. Они встали лагерем у Форта Бельмонт и оказалось, что у Союза нет для них ни продовольствия, ни чего-то ещё. Уже дойдя до “своих” многие погибли от голода и холода.
Уже весной 1862 года до командира войск Союза в Канзасе генерала Бланта дошло, что им подвалило несколько тысяч новых юнитов, которые жаждут сражаться против конфедератов. Причём не по идеологическим причинам, а уже на уровне “кровь за кровь”.
В мае-июне 1862 года были сформированы два полка Indian Native Guard. Потом их стало три. Первый полк целиком состоял из беженцев из Индейской территории - криков и чероки, а дальше уже набирали индейцев из местных племён, вроде осейджей (тех самых), шауни, пауни, кэддо и прочих. Всего 3000 бойцов, которые составили Индейскую бригаду. Потом к ним добавили ещё Канзасский “цветной” полк, состоявший из освобождённых чёрных рабов, в том числе бывших рабов “цивилизованных племён”.
В пучине шитшторма под последним роликом с особой настойчивостью и частотой появлялся тейк, что “а вот индейцы воевали за Юг”. И действительно, но есть нюанс – за Север они тоже воевали.
1861 год. Индейская Территория – земли, куда были выселены “Пять цивилизованных племён”: чероки, чокто, чикасо, крики и семинолы. Многие их вожди с самого начала поддержали Конфедерацию. Но это произошло отнюдь не единодушно.
Гражданскую войну жители США вспоминают регулярно -- это один из определяющих моментов американской истории. В современной американской культурной войне тем более невозможно представить спор без упоминания былой борьбы северных штатов и конфедерации южных штатов. Янки vs дикси - вряд ли эта дискуссия когда-нибудь исчерпает себя. И в ней, помимо множества других подтем, отдельным острым топиком выделяется вопрос того, насколько же в действительности тяжело было чернокожему населению КША там существовать. Фанаты южной готики и хруста новоорлеанской булки практически всегда в таких спорах вспоминают один как бы неудобный исторический факт -- в составе войск Конфедерации сражались чернокожие, как бы намекая, что не так уж все было страшно с расовой сегрегацией на американском Юге. И подобные разговоры встречаются нередко далеко за пределами специфических англоязычных тредов на реддите. Поэтому мы решили разобрать для вас этот вопрос и наконец разобраться, что там происходило с чернокожими в армии конфедератов, кому в Луизиане жилось хорошо и кому вообще верить. К тому же вся эта история чрезвычайно забавная сама по себе, так что всей командой Редрум желаем вам приятного просмотра, друзья.
ЧЕРНОКОЖИЕ ВОЕВАЛИ ЗА КША В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ? (Redroom) - YouTube
Гражданскую войну жители США вспоминают регулярно -- это один из определяющих моментов американской истории. В современной американской культурной войне тем более невозможно представить спор без упоминания былой борьбы северных штатов и конфедерации южных…
Гражданскую войну жители США вспоминают регулярно -- это один из определяющих моментов американской истории. В современной американской культурной войне тем более невозможно представить спор без упоминания былой борьбы северных штатов и конфедерации южных штатов. Янки vs дикси - вряд ли эта дискуссия когда-нибудь исчерпает себя. И в ней, помимо множества других подтем, отдельным острым топиком выделяется вопрос того, насколько же в действительности тяжело было чернокожему населению КША там существовать....
Чехословакия, точнее -- Первая Чехословацкая республика -- это совершенно удивительное государственное образование, появившееся на карте Европы после Первой Мировой войны. В европейской истории начала двадцатого века было довольно много всяких диких национальных… https://t.me/redroomtext/757
Обещал рассказать про историко-идеологическую платформу Чехословакии Масарика — выполняю обещание. Дайте мне буквально 3-5 минут.
С точки зрения идеологов чехословацкого национализма, история выглядела так. Средневековое Королевство Богемия было чешским. Поэтому, например, императора Карла IV Люксембурга, про которого у нас даже был ролик, в Чехословакии весьма уважали. Но постепенно Богемия попала под власть германских королей и стало германизироваться. До XVII века было ещё кое-как нормально. Но потом, когда в 1620 году Габсбурги разгромили войско чешских протестантов в битве у Белой Горы - если что, это был эпизод Тридцатилетней войны - Чехия окончательно подпала под австрийское иго, и наступили тёмные века.
И своей целью Масарик и Бенеш ставили ни много ни мало “отменить последствия Белой Горы”. То есть буквально перечеркнуть последние 300 лет истории Чехии, связанной с Австрией. В рамках этой идеологии все немцы считались “мигрантами, приехавшими в Богемию после Белой горы”. Хотя, напоминаю, немцы вообще-то жили в Судетах ещё с XIII века.
Другой вехой был XV век — потому что движение гуситов воспринималось как некий исторический пик и главный ориентир. Особенно их политическое крыло, так называемые табориты, восставшие против власти германских королей. Табориты, если что, это Ян Жижка и его товарищи, которые достаточно успешно противостояли крестоносцам. Чёрно-красное знамя таборитов даже имело какой-то официальный статус, вывешивалось по праздникам рядом с государственным флагом Чехословакии. Гуситы считались первыми коммунистами (!), выступавшими за свободу (которая, конечно, лежит в основе самосознания чешского, простите, чехословацкого народа), равенство и братство. Основанием для этого великолепного тейка служил факт, что войско Жижки состояло из крестьян, которые навешивали рыцарям-феодалам — читай, боролись за равноправие. А после Белой Горы своей аристократии в Чехии не возникло, ибо чехи от природы — вольный крестьянский народ. Который и строит свободу и демократию — самую демократичную в Восточной Европе.
Чехословакия, точнее -- Первая Чехословацкая республика -- это совершенно удивительное государственное образование, появившееся на карте Европы после Первой Мировой войны. В европейской истории начала двадцатого века было довольно много всяких диких национальных… https://t.me/redroomtext/757
А что это вообще за Тир такой, который все пытались взять под контроль крестоносцы? Если кратко – это финикийский город с мощнейшей многотысячелетней исторей уже на момент крестовых походов. Там бывал еще родившийся неподалеку Геродот, упоминавший, чтот Тир… https://t.me/redroomtext/743
Саладину, прежде чем идти на Иерусалим, по уму сперва надо было взять Тир, чтобы отрезать для христиан возможность получения подкреплений по морю из Европы. Султан это понимал и действительно осадил город, договорился с его правителями о сдаче и даже дал два мусульманских знамени, чтобы они завтра вывесили их на стенах в знак покорности.
Однако вечером в Тир приплыла галера, на которой был молодой рыцарь Конрад Монферратский. Он долгое время жил в Византии, довольно высоко там поднялся, но потом ввязался в императорскую междоусобицу и был вынужден из Константинополя бежать. Оказавшись в Тире, он возглавил оборону города и первым делом сбросил мусульманские знамёна в ров.
У Саладина был козырь — в его плену находился отец Конрада. Он предложил обменять его на сдачу Тира. Но Конрад ответил, что папенька уже старенький, всё равно скоро помрёт, так что менять его на такой хороший город он не видит никакого смысла. Некоторые источники утверждают, что сообщил он Саладину об этом, направив на отца баллисту.
Салах ад Дин после такого (на самом деле после успешной вылазки защитников города) плюнул, снял осаду и двинулся прямиком на священный город Иерусалим.
Погибель сэру Монферратскому, кстати, в итоге принесут не солдаты султана, а политические интриги в стане христиан-крестоносцев. И от этой истории уже значительно меньше веет рыцарскими романами и куда больше — Джорджем Мартином и ранними частями Assasins Creed (но об этой захватывающей истории я чуть позже расскажу).
А что это вообще за Тир такой, который все пытались взять под контроль крестоносцы? Если кратко – это финикийский город с мощнейшей многотысячелетней исторей уже на момент крестовых походов. Там бывал еще родившийся неподалеку Геродот, упоминавший, чтот Тир… https://t.me/redroomtext/743
Для писателей эпохи Османской империи руины символизировали потерю, но гораздо более величественную, чем ушедшие цивилизации или течение времени. Османские писатели увековечивали память о прошлом. В одном незабываемом разделе Книги дуа (молитв), которая была написана около 1500 года и стала духовной классикой для поколений османских читателей, длинная очередь героев проходит в лирической литании ушедшего времени. Там есть пророки, начиная с Иисуса и Моисея, и святые, от праведных халифов до суфийских мастеров, таких как Руми. Есть царь Дарий, Навуходоносор, фараоны Египта. Здесь есть мастера эллинистической и индийской наук, в том числе Платон, Аристотель и Гален, а также вся толпа героев из Персидской Шахнамы (Книги Царств): «Все, кто обитает у основания Истины, некоторые радостные, некоторые печальные». Она завершается плачем:
"Где Цезари, которые правили Римом? Где хосров, повелевавший миром?
Где халифы Ислама? Где Амиры Вселенной?
Где Аббасиды и их могущество? Где Марваниды и их власть?
Где Чингиз и его сыновья? Где их династии и потомки?
Где Дом Сельджуков и его ханы? Где Дом Османа и его хаканы?
Где Султан Мехмед и его сила? Где эта слава и благоговение? Где эта сила и могущество? Где этот прыжок перед атакой? Где отмщение, прочность? Где величие, доблесть?"
Руины, однако, для османских писателей, были больше этого. Руины олицетворяли потерю, лежащую в основе всего. Когда османские поэты писали о руинах, они обычно имели в виду сердце, или таверну - они были одним и тем же, и оба были местами развалин. Фигани (ум. 1532) писал: И так как эта твердосердечная разрушила область моего сердца, она кажется разрушенным городом, и камня не осталось на камне». Или Эсрар Деде (стих 1796):
В руинах, в таверне - построенное продолжает стоять
Снаружи — памятники, цивилизации, лежат рухнувшие, разрушенные.
Для Яхьи (ум. 1644) руины в сельской местности соответствовали опустевшему, лишенному состоянию сердца.
Уничтожь обитель моего сердца, не оставляй ни одного камня, стоящего на камне.
Сделай это, и пусть путники называют его руиной.
Но находиться в руинах не было плохо для поэтов. Настолько болезненный, каким может быть опыт, они приветствовали его, потому что это само по себе давало возможность понять истинную природу вещей. Быть разрушенным, в состоянии полной потери - только в таком состоянии возможна внутренняя трансформация, а внутренняя трансформация - это то, про что была жизнь. Растворение не было трагедией, в этом был весь смысл. Темный интерьер таверны, окутанный болью тоски и потерянной любви, освещал внутреннее сердце. Медленное опьянение было похож на соскальзывание в сон, но это сон, из которого возможно духовное пробуждение. Физули (ум. 1556), например:
В углу этой таверны Физули нашел сокровище восторга
О, Боже, это святое место, пусть оно никогда оно не превратится в руины.
И Ревани (ум. 1524):
Подобно пузырям вина, дервиш уступает свою корону питью
и блуждает по миру, из таверны в таверну.
Для писателей эпохи Османской империи руины символизировали потерю, но гораздо более величественную, чем ушедшие цивилизации или течение времени. Османские писатели увековечивали память о прошлом. В одном незабываемом разделе Книги дуа (молитв), которая была написана около 1500 года и стала духовной классикой для поколений османских читателей, длинная очередь героев проходит в лирической литании ушедшего времени. Там есть пророки, начиная с Иисуса и Моисея,...
Руины более развитой цивилизации. Или просто зарисовки из жизни Греции и Италии 18-19 веков. Три верхние картины написаны в Италии знаменитым французским художником Юбером Робером, он же “Робер из руин”. Три нижних - это рисунки европейских художников, побывавших в начале 19 века в Греции.
Их любят приводить разные шизотерики как доказательства якобы “ядерной войны 19 века” или чего-то подобного. (моя любимая шизотеория — про великанов) Но по факту, они стали фиксацией одного наблюдения. В середине 18 столетия европейцы (не только художники, но и писатели, мыслители и прочее) заметили один парадокс. Что Италия и Греция — бывшие центры Римской империи — стали нищей периферией Европы. При этом их жители продолжали жить буквально на руинах античной цивилизации, поскольку тогда ещё не было принято эти самые руины беречь и реставрировать. Так возникло целое направление живописи - руинизм.
Руины более развитой цивилизации. Или просто зарисовки из жизни Греции и Италии 18-19 веков. Три верхние картины написаны в Италии знаменитым французским художником Юбером Робером, он же “Робер из руин”. Три нижних - это рисунки европейских художников, побывавших в начале 19 века в Греции.
Их любят приводить разные шизотерики как доказательства якобы “ядерной войны 19 века” или чего-то подобного. (моя любимая шизотеория — про великанов) Но по факту, они стали фиксацией одного наблюдения. В середине...
https://youtu.be/PdmySCpzS00 Саладин это человек, чья жизнь окружена легендами. Благородный враг крестоносцев, друг Ричарда Львиное Сердце, человек, известный своим великодушием. И еще, кстати, поэт и богослов. Но при всем этом великий воин и могучий полководец.… https://t.me/redroomtext/739
А что это вообще за Тир такой, который все пытались взять под контроль крестоносцы? Если кратко – это финикийский город с мощнейшей многотысячелетней исторей уже на момент крестовых походов. Там бывал еще родившийся неподалеку Геродот, упоминавший, чтот Тир основали около 2750 г. до н.э.
В древности сам город находился на острове, а местность рядом с ним была чрезвычайно плодородной: местные пресные источники больше всех оценили финикийцы. Если что, это ребята, которым (не совсем справедливо) приписывают изобретение алфавита и денежной системы. А еще их моряки основали добрую половину главных портовых городов Средиземноморья. И вот Тир был одним из них.
Поскольку он был на острове, у него было сразу две гавани: Сидонская и Египетская. Город торговал со всем Средиземноморьем. Выходцы именно из Тира основали Карфаген и Кадис.
Однако греки постепенно выдавили финикийцев из Средизкемноморья, а македонский царь Александр уничтожил великий и древний город Тир. Воюя с Персидской империей, в которую входили тогда финикийские города, царь, чтобы Тир взять, построил к городу дамбу. Город взять получилось, однако дамба потом никуда не делась. Она нарушила циркуляцию песка вокруг острова и тот начал скапливаться на дамбе, постепенно её увеличивая.
Забавно, что таким вот причудливым образом Александр, разрушив Тир, также дал ему новую жизнь. Великий человек, что тут скажешь. Во времена крестовых походов, на этой разросшейся дамбе уже стояли здания. С другой стороны, эта новая жизнь с экстравагантными домами на дамбе не была простой. Египетская гавань оказалась затоплена, объем торговли упал вдвое. Дальше Тир терял свое значение на протяжении долгих веков.
Сейчас живущие там арабы называют город Сур (Ливан), а большая часть интересной археологам материальной истории находится под водой. Сик транзит глория мунди, мои чюваки.
https://youtu.be/PdmySCpzS00 Саладин это человек, чья жизнь окружена легендами. Благородный враг крестоносцев, друг Ричарда Львиное Сердце, человек, известный своим великодушием. И еще, кстати, поэт и богослов. Но при всем этом великий воин и могучий полководец.… https://t.me/redroomtext/739