корни мифов о самурайской морали
Смешная ситуация сложилась с самурайским кодексом чести "Бусидо". Его очень часто иллюстрируют всякими суровыми цитатами (в основном сводящимися к тому, что в 99 процентах случаев выход из сложной ситуации — это самоубийство), которые обыкновенно берутся из книжки "Хагакурэ" — "Сокрытое в листве". Она очень сочная, атмосферная, в ней очень много красивого пафоса на тему того, что в жизни самурая все крутится вокруг его смерти и прочего в духе фантазий Юкио Мисимы.

Вот только написана она была в 18-м веке и была особо никому не нужна, потому что на дворе уже давно стояли мирные времена и вся эта гипертрофированная мораль из времен Сэнгоку уже вообще никому не упала. Книжку потом стараниями идеологов-милитаристов в 20-м веке на свет божий вытащили и заверте. В смысле, до сих пор многие строят свои представления о более ранних самурайских эпохах, отталкиваясь от видения автора Хагакурэ, забывая, что это, в общем-то, такая фантазия на тему "как должно все быть устроено" от старого ворчуна, которого окружают сплошь забывшие заветы предков зумеры и прочие самокатчики.

Так что не стоит (еще один камешек в сторону сериала, да) считать, что в каком-нибудь 15-16 веке действительно любые дилеммы в самурайском обществе решались через срочное сэппуку — это все равно, что считать, будто каждый древний грек в обязательном порядке был атлетом, потому что так это хотели видеть какие-нибудь ностальгирующие по несуществовшему никогда прошлому европейские интеллектуалы Нового времени.

З.Ы.
Автор "Скрытого в листве", кстати, сам самоубийство после смерти своего сюзерена не совершил, хотя по всему его положняку должен был. Но времена не те были, такие дела.

src: https://t.me/redroomtext/877