Мифы о либертарианстве: общность
Я уже описала один миф про либертарианство, якобы либертарианство не признаёт иерархию. Сейчас мне бы хотелось разобрать похожий миф, связанный с ним.
Как мы выяснили ранее, существуют неправильные толкования либертарианского индивидуализма. Пресвятой Фридрих Аугуст фон Хайек писал о самом глупом из распространенных недоразумений: убеждение, что индивидуализм предполагает существование отдельных и самодостаточных людей, вместо того, чтобы исходить из факта, что люди полностью определяются своим существованием в обществе. Истинные индивидуалисты хорошо понимают, что человек имеет социальную природу и не пытаются представить общество как сумму изолированных индивидов. От вульгарного понимания индивидуализма возникает миф, будто либертарианство отрицает любую форму общности между людьми.
Однако, либертарианство не отрицает общность. На самом деле, либертарианская система делает общность практически необходимой. Человек, оставленный самому себе, рискует умереть от голода или болезни, если не имеет достаточно денег на еду и медицину, или может подвергнуться агрессии, если не может обеспечить себе личную безопасность. Что бы минимизировать такие риски, человек ищет общность с другими людьми как защиту от рисков. В качестве примеров таких общностей можно назвать семью и друзей. Если идти дальше, то можно назвать общности по интересам и увлечениям, а ещё дальше - сообщества так любимых Световым Амишей. Объединяясь с другими людьми, человек создает потенциальных благотворителей и защитников, и сам становится таковым для других.
Социалисты хотят разрушить естественную семью и заменить ее одной "общей семьей" для всего человечества. С помощью государственного регулирования они успешно достигают первой цели, но не могут достичь второй. Да, государственное планирование может эффективно работать, к примеру, во время войны. Но в мирное время государство разобщает людей, поскольку препятствует добровольному взаимовыгодному обмену услугами и берет на себя благотворительные функции, которые традиционно выполнялись частными добровольными институтами.
Родственники и соседи становятся ненужными, когда государство "бесплатно" предоставляет еду, образование, медицину и работу. Человеку не нужно быть дружелюбным и вежливым с другими, когда он не рискует ничем и получает все средства к существованию от государства. Отчасти, можно сказать, что недружелюбие между людьми в России является наследием СССР, хотя потерю общности можно наблюдать и под влиянием социал-демократических государств. Государственное перераспределение чужого имущества и запрет на частную дискриминацию не имеют ничего общего с добровольным жертвоприношением и терпимостью, а значит, не способствуют родственным или дружественным отношениям и сотрудничеству.
Частная собственность и разделение труда не "отчуждают" людей друг от друга, как считал Маркс. Напротив, рынок объединяет людей, делая их крайне зависимыми друг от друга. Почти всё, что нас окружает в повседневной жизни, от самых необходимых вещей до роскошных "излишеств", от производства хлеба и кофе до создания смартфонов и предоставления услуг массажа, производится и доставляется другими людьми на рынке. В либертарианском обществе человек может выбрать отказаться от всего этого и вести самодостаточное хозяйство на своей территории, вдали от всех, с помощью нескольких помощников, чтобы обеспечить себе скромное существование. Но большинство из нас хочет получать бесконечное количество услуг от других людей, чтобы поддерживать свой невероятно высокий и постоянно растущий уровень жизни, который для предкапиталистического человека был бы невообразимым.
Для того чтобы пользоваться этими услугами, нам необходимо сотрудничать, предоставлять услуги взамен и вести себя морально. На рынке очень многое зависит от репутации человека, поэтому все стимулированы культурному общению, терпимости и взаимопомощи.