#ЛибертарныйКультПросвет #Литература #Философия #Персона

«Night’s Plutonian Shore», полотна Густава Доры. Из стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»

Эдгар Аллан По, как известно, был человеком сложным сам по себе, но сформировала его характер и личность не абстрактные понятия, а его трогательная жизнь и трагическая судьба. То, как он жил, само по себе было величайшей историей.

Будущий «наставник» и духовный ориентир Говарда Филипса Лавкрафта родился он 19 января 1809-го года на северо-востоке США в столице штата Массачусетс, городе Бостон. Родители Аллана, словно издёвка над ним, тоже были творчески одарёнными личностями: Элизабет Арнольд Хопкинс — мать; эмигрировавшая в США английская актриса, Девид По — отец; студент юрфака из Балтимора, однако предпочёл он прибыльной профессии юриста — дело лицедейства и театра. Отец бросил семью Аллана ещё когда ребенку был лишь один год.

Сам Аллан писал, что в детстве женщины ему казались самыми ангельскими и великими созданиями, ибо первым воспоминанием в его голове остался образ матери, выступавшей на сцене. Маленький Аллан ещё не знал, что матери приходилось работать за всю семью, чтобы прокормить и его, и сестру, и брата Аллана.

Уже было сказано, что По родился в 1809-м году. Недолгое время после его рождения он провёл у дедушки в Балтиморе, но позже родители вновь его забрали. Год спустя ушёл отец из семьи, которая в дальнейшем была в вечных разъездах ради работы Элизабет, которая старалась прокормить всю семью. А спустя почти три года после рождения Аллана, от туберкулёза лёгких — или как в то время её называли чахоткой — скончалась его мать, и за медленным увяданием своей матери По наблюдал ещё в трёхлетнем возрасте. Скончалась она в 24 года. После этого, Аллан до конца жизни носил с собой маленькую миниатюру — фотографию в кулоне — своей матери, хотя и практически не помнил её. По его словам, это давало ему возможность «всегда чувствовать присутствие матери, как и присутствие, постоянное присутствие смерти вокруг». О смерти Аллан По писал отдельно:

— Ах, смерть. Тот самый призрак, что восседал во главе стола на всех празднествах. Как часто терялись мы в предположениях о её природе; как загадочно обрывала она наша блаженство, говоря ему: «Доселе, и не дальше».
Та чистая и искренняя взаимная любовь, что горела в наших сердцах... Мой Монос... И как же самонадеянно были мы убеждены, испытав счастье при её первом проблеске, что наше счастье будет возрастать вместе с нею! Увы. По мере её роста рос в наших сердцах и страх пред тем злым часом, который спешил разлучить нас навсегда. И так с течением времени любить стало мукою, и даже ненависть, в сравнении с этим, показалась бы милосердием.

  • (С) Из рассказа «Беседа между Моносом и Уной».

После смерти матери дети Элизабет остались сиротами, причём разделёнными и отправленными в разные семьи. Маленького Аллана забрала к себе семья Алланов, и приёмная семья относилась к числу относительно состоятельных и уважаемых в Ричмонде. Детей у семьи не было, поэтому он был легко и радостно принят к Алланам... По крайней мере, так пишут. На деле же ребёнка взяли скорее с просьбы жены — миссис Аллан, поэтому отношение к ребёнку было холодное, словно к хорошему капиталовложению. Пусть у него были все блага и личный преподаватель, но этим дело и ограничивалось. Отношение к сыну было холодное со стороны отца.

Эдгар Аллан По уже в пять лет писал, рисовал, декламировал, ездил верхом (!), приобрёл немалый запас знаний в литературе, в частности — в латинской и английской, да и физически Аллан не был слаб. Характер в молодости у По был ярый и страстный, он нередко участвовал в кутежах школьной и студенческой жизни. Но умудрялся писать стихи, да и другие люди называли его «странным»: оно и немудрено, ведь его любовь производить "психологические" опыты над собой и людьми немалую роль сыграла в формировании имиджа.

Первой любовью безудержного романтичного Аллана стала мать одного его друга, с которой они целый год общались. К сожалению, роман кончился смертью девушки вследствие рака головного мозга. И это была не последняя смерть его любви.

Именно после этой смерти его характер становится всё более жёстким, озлобленным и даже жестоким: он не видит смысла любить мир, в котором всё, что ему дорого, так быстро, трагично умирает, словно издеваясь и над ним, и над теми, кого он любил, и над всем миром. Смерть ходила по пятам за По; возможно, это и сделало из него гения.

„Только приоткрыл я ставни — вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего;
Без поклона, важно, гордо, выступил он чинно, твердо;
С видом леди или лорда у порога моего,
Над дверьми на бюст Паллады у порога моего
Сел — и больше ничего.

И, очнувшись от печали, улыбнулся я вначале,
Видя важность черной птицы, чопорный ее задор,
Я сказал: «Твой вид задорен, твой хохол облезлый черен,
О зловещий древний Ворон, там, где мрак Плутон простер,
Как ты гордо назывался там, где мрак Плутон простер?»
Каркнул Ворон: «Nevermore».”

— Стих «Ворон».

@rf@mastodon.ml