Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος

Это Евангелие от Иоанна:
"1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его."

То, что "в начале" вовсе не "слово", а логос - заметили очень многие и очень давно. Что подтверждается, например, вот такими портянками:

bible-researcher.com/logos.htm

Воспринимать логос как обычное слово это очень и очень примитивно. Наверняка клерикалы толкуют глубже, но зачем нам лишние толкования? Нас интересуют причины и следствия, агитпроп и проч.

Как утверждается в соответствующей статье БСЭ, учение Гераклита о Логосе схоже с учением Лао-цзы о дао.

А Гераклит, на минуточку, это за полтыщи лет до Иоанна, который впилил логос в своё евангелие. И Аристотель, кстати, возникнет только лет через 200 после Гераклита.

Что ещё интересно - Лао-цзы это тоже примерно 500 лет до н.э., т.е. почти что тот же момент на линейке времени (хотя вроде как с дискретом в сотню лет, но это не точно).

Так что же такое Гераклит? Его пёрло не по детски:

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них.

И это допёрло через 2300 лет аж до Гегиля.