(Повторю здесь один свой старый текст аж от 2012 года.)
Примеры "совершенных" изображений нагло лезут в глаза отовсюду тысячами изо дня в день. ими переполнено телевидение, реклама, журналы, и фото-сайты. а мне интереснее несовершенные снимки, и я хочу рассказать почему.
"Совершенная" фотография -- это прежде всего товар. Она искусственна, неорганична, она обезличена, она ничья -- поэтому она соблазняет тебя, ты можешь претендовать на неё, завладеть ей. Но другие также способны на это, поэтому она вызывает внутреннюю агрессию, прилив адреналина, она возбуждает, при этом сама она эмоционально "пуста" и зритель с готовностью изливает в неё эмоции (достаточно тёмные), энергии (достаточно низкие), самодовольно чувствуя себя "альфой".
Чисто внешне "совершенный" снимок прежде всего глянцев -- он блестит, на нём нет следов жизни, отметин времени, он не имеет истории, но поэтому не имеет и будущего. Его совершенство мертво, потому что всё живое непрерывно изменяется, а для совершенства любое изменение есть переход к иному, то есть, к несовершенству. Гладкий, блестящий, ненормально яркий, неразрушимый пластиковый лист, на котором изображены такие же гладкие, блестящие, манекены и вещи -- вот идеал совершенного снимка.
То, что я ощущаю как "настоящую фотографию", имеет свойства противоположные "совершенному снимку". Это не товар, он не выдуман, не сконструирован искусственно для продажи, а напротив естественным образом вырос в мире, является его неотъемлемой частью, связан с ним эмоционально и физически.
Он не "блестит", он не стерилен, на нём "пыль дней", следы солнца, дождя, ветра. Его объекты существуют в мире людей, вещей, явлений, составляющих жизнь. поэтому сам снимок может иметь искажения цветов, на его объектах могут быть видны следы жизни -- царапины, сколы, потертости, помятости, морщины, пятна. В нём есть индивидуальность, история, неповторимость. Он диалогичен, эмоции зрителя встречаются в нём с эмоциями оставивших свои следы людей.
"Совершенный" снимок -- обычно максимально, стерильно, резок, но даже если он туманен, он туманен тоже стерильно, поскольку изображает абстрактный, выдуманный мир. Его цель -- обман, заманивание сознания в иллюзорные пространства. Поэтому он маскирует свою изобразительную сущность, притворяется не изображением, а самой реальностью. На нём нет признаков изобразительного "полотна", не относящихся к изображаемым объектам -- зерна, хроматических аберраций, оптических искажений, смазанности, нерезкости смыслового центра.
Настоящая фотография честно признаёт, что вечный поток жизни не может быть выражен никакими изобразительными средствами и потому не боится показывать, что нашему восприятию доступны лишь искаженные, субъективные образы мира. И это мужественное признание ценно тем, что не позволяет нам обманываться, принимая видимость за сущность, а значит открывает для нас возможность постижения этой самой истинной сущности мира. В результате имеем парадоксальную ситуацию -- то, что изображает идеальный мир, отказываясь от следов времени, оказывается ничего не значащей пустышкой, а то, что с любовью принимает все несовершенства обыденности открывает нам окно к вечным смыслам "жизни вселенной и всего остального". :-)
(Снимки мои :-))
Примеры "совершенных" изображений нагло лезут в глаза отовсюду тысячами изо дня в день. ими переполнено телевидение, реклама, журналы, и фото-сайты. а мне интереснее несовершенные снимки, и я хочу рассказать почему.
"Совершенная" фотография -- это прежде всего товар. Она искусственна, неорганична, она обезличена, она ничья -- поэтому она соблазняет тебя, ты можешь претендовать на неё, завладеть ей. Но другие также способны на это, поэтому она вызывает внутреннюю агрессию, прилив адреналина, она возбуждает, при этом сама она эмоционально "пуста" и зритель с готовностью изливает в неё эмоции (достаточно тёмные), энергии (достаточно низкие), самодовольно чувствуя себя "альфой".
Чисто внешне "совершенный" снимок прежде всего глянцев -- он блестит, на нём нет следов жизни, отметин времени, он не имеет истории, но поэтому не имеет и будущего. Его совершенство мертво, потому что всё живое непрерывно изменяется, а для совершенства любое изменение есть переход к иному, то есть, к несовершенству. Гладкий, блестящий, ненормально яркий, неразрушимый пластиковый лист, на котором изображены такие же гладкие, блестящие, манекены и вещи -- вот идеал совершенного снимка.
То, что я ощущаю как "настоящую фотографию", имеет свойства противоположные "совершенному снимку". Это не товар, он не выдуман, не сконструирован искусственно для продажи, а напротив естественным образом вырос в мире, является его неотъемлемой частью, связан с ним эмоционально и физически.
Он не "блестит", он не стерилен, на нём "пыль дней", следы солнца, дождя, ветра. Его объекты существуют в мире людей, вещей, явлений, составляющих жизнь. поэтому сам снимок может иметь искажения цветов, на его объектах могут быть видны следы жизни -- царапины, сколы, потертости, помятости, морщины, пятна. В нём есть индивидуальность, история, неповторимость. Он диалогичен, эмоции зрителя встречаются в нём с эмоциями оставивших свои следы людей.
"Совершенный" снимок -- обычно максимально, стерильно, резок, но даже если он туманен, он туманен тоже стерильно, поскольку изображает абстрактный, выдуманный мир. Его цель -- обман, заманивание сознания в иллюзорные пространства. Поэтому он маскирует свою изобразительную сущность, притворяется не изображением, а самой реальностью. На нём нет признаков изобразительного "полотна", не относящихся к изображаемым объектам -- зерна, хроматических аберраций, оптических искажений, смазанности, нерезкости смыслового центра.
Настоящая фотография честно признаёт, что вечный поток жизни не может быть выражен никакими изобразительными средствами и потому не боится показывать, что нашему восприятию доступны лишь искаженные, субъективные образы мира. И это мужественное признание ценно тем, что не позволяет нам обманываться, принимая видимость за сущность, а значит открывает для нас возможность постижения этой самой истинной сущности мира. В результате имеем парадоксальную ситуацию -- то, что изображает идеальный мир, отказываясь от следов времени, оказывается ничего не значащей пустышкой, а то, что с любовью принимает все несовершенства обыденности открывает нам окно к вечным смыслам "жизни вселенной и всего остального". :-)
(Снимки мои :-))