@rayslava ну вообще всё зависит от твоих целей, а не от того что от тебя хотят)
В контексте буддийской традиции (хотя буддисты тоже любят посраться на эту тему) обычно используют термин созерцание - это инструмент который состоит из двух частей сосредоточение и постижение чего-то - шаматха и випашьяна. В принципе первое развивает другое второе и наоборот. А термин медитация используют как синоним созерцания или, что более точно, как предварительная стадия созерцания - размышление, то есть сосредоточение на чём-то методом обдумывания объекта сосредоточения.
Сам же процесс сосредоточения, вернее его глубину, описывают термином дхьяна. Их бывает четыре.
Характерный признак первой дхьяны это исчезновение вербальных мыслей, то есть в форме слов, что не мешает нам думать, отслеживать окружающий мир, работать и отвлекаться от предмета сосредоточения.
Во второй дхьяне мы фактически не замечаем окружающий мир, он буквально меркнет если глаза открыты, не слышим что нам говорят, но объект сосредоточения становится как бы ярче - в общем нормальное состояние решения сложной задачи) при этом появляется лёгкое ощущение эйфории.
Третья дхьяна сопровождается потерей ощущения времени, реально не возможно сказать прошло 5 минут или полтора часа. При этой глубине сосредоточения восприятие внешнего мира исчезает полностью, а что-то вроде спокойной эйфории временами зашкаливает)
Четвертая... Говорят сильно хороша, но мне кажется не перепадало)
Вообще обычно говорят про восемь дхьян, но следующие четыре уже не совсем про сосредоточение, а про изменения в восприятии мира после пребывания в четвёртой дхьяне.