В 1953 усач помер, а в советском кино началась совершенно новая эпоха - "советская новая волна", вдохновлённая (но не копирующая!) французскую Nouvelle Vague. Советские фильмы смотрят во всей Европе, они собирают призы на престижных фестивалях. "Летят журавли", "Весна на Заречной улице", "Судьба человека", "Девять дней одного года", "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать или Вход воспрещён", "Андрей Рублёв".
Все эти фильмы - и многие другие - снимаются на "Мосфильме", где раньше снимали и "Падение Берлина", и "Кубанских казаков". Огромную роль сыграл новый (с 1953 года) директор студии Иван Пырьев. Он не только разрешал молодым режиссёрам снимать фильмы совершенно в новом духе, но и сам немало сделал для преображения советского кино. Он вытащил из Киева молодого Чухрая - и Чухрай снял запредельно пронзительную "Балладу о солдате". Он уговорил Разянова снять "Карнавальную ночь" и спас карьеру Гайдая, подарив нам ту самую советскую комедию, которую сложно не любить. Сам он в 1958 году снял "Идиота", тем самым окончательно "реабилитировав" Достоевского в советской культуре (до этого по Достоевскому в СССР было снято только два фильма - "Тюрьма народов" по "Запискам из мёртвого дома" и "Петербургские ночи" по ранним слабеньким рассказам. Романы Достоевского, написанные после возвращения с каторги, то есть основные его произведения, сделавшие великого писателя, считались реакционными).
Так вот, а теперь байка, которую ветераны "Мосфильма" охотно рассказывали в разных версиях (даже если байка выдумана, она появилась не на пустом месте). Однажды на худсовете Пырьеву не понравился кусок из фильма "Председатель" с Ульяновым в главной роли. Уж очень этот кусок получался лакированным - героические герои геройски совершали трудовые подвиги и друг друга за это хвалили. Пырьев в сердцах сказал: "Ты что, Кубанских казаков снимаешь?" Одного такого сравнения было достаточно, чтобы режиссёр согласился переснять кусок, поменяв сценарий.
А, да, я совсем забыл назвать имя режиссёра "Кубанских казаков". Иван Пырьев.