Почему славяне из язычников стали христианами?
Наши предки индоевропейцы оставили нам, народам Европы и Азии, не только общие корни языка и культуры, но и общих богов.И несмотря на то, что за всё первое тысячелетие нашей эры, расселявшиеся по Восточной Европе славяне, постепенно обретали свои, характерные лишь для отдельных народов, черты, культурные обычаи и даже богов, единый корень у верований наших предков уходил глубоко во тьму веков.
Как же так вышло, что славяне к концу первого тысячелетия массово оставили свою веру и обратились к христианству?
Как славяне видели мир?
Сразу оговоримся — источников о том, каким было духовное и религиозное развитие у наших далеких предков полторы тысячи лет назад — крайне мало.
Можно сказать, что работы историков по изучению славянского язычества это не только и не столько аналитика, сколько реконструкция. Об этом в своей работе "Язычество древних славян" упоминал даже академик Б.А.Рыбаков.
И всё-таки, если мы заглянем в известную информацию о древнегреческом, древнеримском или древнеиранском язычестве — мы увидим схожую со славянами картину при различных деталях. Иногда доходит до прямых параллелей — тот же академик Б.А. Рыбаков указывал на тождество древнегреческого бога-кузнеца Гефеста не только с римским Вулканом, но и со славянским Сварогом.
Как и у всех народов, у славян развитие верований проходило в несколько этапов.
Сначала наши предки обожествили силы природы, с которыми не могли совладать. Гроза, палящее солнце, огонь, вода, смерть. Помимо этого начал свое развитие культ предков, представлявших для славян реальную магическую силу.
Затем обожествленные силы природы стали персонифицироваться. И богом стало уже не само солнце, а его человекоподобная персона.
На третьем этапе вокруг персонифицированных богов возникли абстрактные понятия — рай, добро и зло. Сами персоны богов получили определенные сферы ответственности и окончательно оформились, как человекоподобные персонажи мифов и легенд. Именно на этом этапе окончательно закрепляется антропоцентричный характер язычества — центром событий у древних славян окончательно становится человек.
Последний этап происходил в период отделения славян от "общего индоевропейского корня".
Наши предки, так же как и греки с римлянами, верили в то, что боги способны на многое, но их власть не безгранична. Власть бога представлялась им сверхспособностями в определенной области — один бог умел ковать железо, другой мог вылечить больной скот, третий поутру включал свет. И так далее.
Понятие рая у древних славян, по-видимому, действительно было, но это "место" не сильно отличалось от тех, что предусматривалось у греков или викингов. Умер — добро пожаловать в Ирий (рай, мифическое место у теплого ласкового моря, край зимовки птиц и зверей). Отличился особо — будешь и там на хорошем счету. Натворил делов при жизни — будешь в этом Ирие нежеланным гостем.
А вот ада славяне не знали. Идеи греховности жизни в язычестве не было, а значит, не появилось и идеи, что за бесчестную жизнь тебя скинут в какое-то болото на вечные муки.
И связано такое необычное положение, в том числе, с экономическим развитием общества. Славяне эпохи становления язычества — это родоплеменные общины, живущие животноводством и собирательством. Вне общины люди, как правило, не выживали. Слишком тяжко было добывать еду, отбиваться от хищников и недоброжелателей в одиночку. Потому самым большим наказанием служило изгнание.
Почему язычество уступило?
У родоплеменной общины нет серьезного расслоения и абстрактного греха перед богами тоже быть не может. Запреты и табу держатся на формуле "поймали-наказали" и экономическая модель работает. Человеку, в принципе, предоставлена возможность выбора — он может нарушить запрет, если пожелает. И если не увернется — получит наказание. Боги поглядят — увернулся, значит, боги отвели. Не увернулся — значит богам так нужно. Бинарная система-с.
По мере расселения по Восточной Европе, славяне начинают обрабатывать землю в тех местах, где это можно сделать. Урожаи — вещь непостоянная, одному везет, другому нет. Везунчики начали накапливать богатства. Расцветает торговля, ширится ремесленный промысел. Добыча меда, меха, производство пеньки и льна. Товары удается сбывать соседям и через это еще больше наживать богатства. Родоплеменная знать быстро превращается в эксплуататоров своих менее удачливых соплеменников.
И что в плане "сдерживания" порывов бедняков "отнять и поделить" могло предложить язычество?
Совершенно ничего. Боги считали, что богат тот, кто смог взять больше. Потому с языческой точки зрения богатство могло переходить из рук в руки совершенно спокойно. Важно было соблюсти выставленные родовые запреты — убийства и увечья, кровная месть и так далее.
Подобный подход категорически не нравился правящему классу. Начался поиск идеологии, способной закрепить положение, выгодное богатым.
И тут на помощь приходит христианство.
Важно отметить, что христианизация у западных и южных славян проходила несколько легче, чем у наших непосредственных предков. Сказывались века торговли и культурного сожительства с "новообращенными варварами" - германцами, франками и тд, а так же с Новым Римом — Византией.
Поверженные идолы
Христианство позволяло сломать родоплеменной уклад жизни. Позволяло получить моральное право на охрану своих богатств и эксплуатацию бедных в своих интересах. Позволяло угрожать бедняку карами небесными за ослушание власти. Наконец, для правящей элиты, христианство открывало новые возможности для интеграционных процессов с христианскими странами.
Из летописей нам известно, что когда развитие экономических отношений в Киевской Руси достигло определенного уровня, князь Владимир задумался о смене веры.
В летописях этот момент описывают красивой легендой о выборе между исламом, католичеством и православием.
Однако, перед тем, как выбирать из чужеродных верований, Владимир попробовал провести "реновацию" родного язычества и установить пантеон, один на всю страну.
Не вышло, т.к. основной цели — создания прочной идеологии для правящей элиты, он достичь не смог. Языческое мировоззрение не отвечало требованиям экономического развития общества.
И только тогда Владимир принимает решение в пользу восточного, византийского христианства.
#история #общество #развитие #славяне #старенькое
Помню, как 3 года назад читал «Воскрешение Перуна» Клейна. Ухахатывался, когда автор чуть ли не всю свою книгу откровенно обсирает Рыбакова