Преследуемый враждебными инопланетянами корабль людей совершает прыжок в гиперпространство вслепую, в результате чего находит огромный рукотворный объект, созданный древней исчезнувшей расой. Участвуя в боевых столкновениях с настигнувшими их преследователями, человечество изучает инопланетную базу и понимает, что перед ними оружие, способное уничтожить всю разумную жизнь в трёх ближайших галактиках. Дело осложняется тем, что инопланетяне поклоняются этому объекту, как к религиозному наследию своих Богов, а из-за одного из сражений на волю было выпущено зло, против которого и создавалось это орудие.

С таким не хитрым сюжетом стартовала одна из самых известных в мире франшиз, изменивших игровую индустрию навсегда. Речь идёт о Halo, и, чёрт возьми, я обожаю эту игру. И одновременно с этим ненавижу. И пока весь мир обтекает с неровного старта Киберпанка, я решил вернуться в игрушку своей юности.

Игра вышла в 2001-м году на Xbox и показала всему миру, как можно сделать удобный шутер для геймпадов с двумя стиками, а в 2003-м несколько неровно, но всё же вышла на ПК. И я помню, как папа поздним осенним вечером вернулся домой из поездки в Мурманск и вручил мне диск от пиратской конторы Медиагруп (обычные клоноделы, воровавшие переводы у нормальных пиратских издателей). И хотя я тогда был куда более впечатлительный, чем сейчас, игра меня поразила настолько, что у меня до сих пор нет слов достоверно описать детские эмоции: удивление и восторг.

Сразу же игра удивляла очень самобытным визуальным стилем, который выделялся на фоне популярной и избитой всевозможными клише фантастикой. Unreal, Звёздные Войны, Quake, Doom, StarCraft и прочие были шикарными и яркими играми, но визуальный дизайн инопланетян в Halo был куда как ярче, хоть и несколько мультяшнее. В основном из-за преобладания фиолетовых и синих цветов при крайне гладких, закруглённых и обтекаемых форм врагов, оружия и техники.

Игровая механика была банально клёвой. Не знаю, как вы, но в начале нулевых я искренне обожал любой проект, где есть возможность не только ходить на своих двоих, но и свободно управлять транспортом. Много вы таких игр вспомните? А если я скажу, что в Halo ещё можно поуправлять и летающим транспортом?

Но техника была не единственным фактором, который привлекал внимание. У нас тут в первую очередь шутер, и с ним разработчики не облажались. Здесь очень умные враги, которые не бегут в сторону игрока, как в условном Serious Sam, нет. Наоборот, они активно используют укрытия, стараются обойти игрока сбоку. Если уже у них случится припадок ярости, то они могут с криком броситься на игрока врукопашную, а из-за гибели своего командира они и вовсе могут убегать в панике от игрока.

Очень приятно было обнаружить разнообразие оружия обоих сторон конфликта. Здесь есть и достаточно стандартное оружие землян в виде пистолетов, автоматов, снайперских винтовок и дробовиков с ракетницами, а также их аналоги от инопланетян, среди которых встречаются и экземпляры, которые сходу сложно описать (вроде игломётов с самонаводящимися снарядами). Самое главное здесь то, что в игре нет бесполезных пушек.

Человеческий пистолет владеет идеальной убойностью для выставления хедшотов, а инопланетный одним зарядом способен снять вражеский щит (стоит ли говорить, что именно это связка жизненно необходима на максимальном уровне сложности?). Автомат отлично справляется насекомоподобными врагами, инопланетная вариация хорошо убирает своих бывших владельцев. Про ракетомёт, снайперку и дробовик даже и говорить нечего.

А ведь в Halo отличный сюжет. Довольно простой, местами предсказуемый, но полный деталей и логики происходящего. Простейший пример такой детали: человеческому флоту запрещено совершать прыжки до своих баз и планет, чтобы не привести туда силы врага, поэтому нужно совершить несколько обманных прыжков. Мелочь? Конечно. Только из таких мелочей складывается очень крутая и уютная картина, в этот мир по-настоящему веришь. Неудивительно, что над ним работали в том числе и люди, съевшие собаку на научной фантастике.

Общий сюжет действительно умещается в один абзац очень сухого текста, но поверьте: камерность происходящего подкупает. Мы знаем не так много об этом мире, но это особо и не нужно, ведь перед нами две угрозы. Действие происходит, по сути, в нескольких точках планеты в виде кольца, и нам не показывают ни политику, ни устройство мира. Только горячую точку, в рамках которой нужно выжить.

Но у игры есть и недостатки. В основном они вызваны техническими ограничениями, сроками и неопытностью разработчиков. В игре довольно много бэктрекина, поэтому четыре уровня в игре из десяти – это две повторяющиеся пары сначала в одну сторону, а затем в другую. Но если с этим можно жить, то вот легендарный уровень Библиотека почти никому не нравится. Четыре одинаковых здоровых этажа, по которым нужно пройтись, отбиваясь от ЗАПРЕДЕЛЬНО ОГРОМНОГО количества противников – это просто нечто. Под конец этого часового забега ты опустошённый и вымотанный просто выползаешь из-под клавиатуры. И это на нормале, а на максимальном уровне сложности вас возлюбят буквально на каждом углу этой локации.

Тем не менее, это действительно крутой боевик. Бесконечно драйвовый, в достаточной мере разнообразный и попросту весёлый. Можно по-разному относиться к его влиянию на игровую индустрию (регенерация здоровья вместо аптечек, по сути, отсюда и пошла вместе с ограничением в два оружия в одни руки).

Рекомендую с ним ознакомиться, если вы ещё не. Благо, в Steam за копейки отдаётся сборник Halo: Master Chief Collection, в которой отдаётся ремастер первой игры с возможностью играть с оригинальной графикой. Если вам нравились Battlefield, F.E.A.R. и Звёздные Войны, то и от этой гремучей смеси останетесь довольны и потребуете добавки. А ведь вскоре вышла Halo 2, в которой большинство проблем было решено. Но об этом в другой раз.

@rf
#halo #игры