Лесбиянкам прошлого в какой-то мере жилось легче, чем геям, потому что далеко не все страны даже запрещали лесбийские отношения. А кроме того, многие люди просто не могли представить, как это женщины способны заниматься сексом друг с другом. И то, и другое уходит корнями в Библию.
Всем, наверное, знаком отрывок из Левита (20:13): “Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них”. В Библии, причём в Новом Завете, вероятно, осуждается и женская гомосексуальность: “Женщины променяли естественные сношения на противоестественные. За это Бог погрузил их в скверну страстей: женщины заменили естественное влечение противоестественным” (Римлянам 1:26) – но все сосредоточились на мужской.
Но самое главное – это трактовка цели секса: размножение. Очень упрощённая трактовка, потому что в Библии также отмечается, что секс – это ещё и про духовную связь двух людей и вославление Господа через выражение любви. Но в общественном сознании закрепилось, что секс угоден богу, только если он ведёт к размножению.
Итак, половым актом, как правило, считалось “проникновение с семяизвержением” (такая трактовка, кстати, спасала от наказания и некоторых геев). Женщинам было нечем проникать, а тем более – извергать что-либо, а значит, что бы они там ни делали, это не считалось грехом, противоестественным и т.д.
В Норвегии несколько раз пытались ввести наказание за секс между женщинами. В 1885 году предложение отклонили, потому что уголовный кодекс не мог охватить все до единого проступки, которые осуждаются моралью (вспоминаются слова Набокова о том, что государство не может вмешиваться в вопросы морали). В 1902 году заключили, что преступление не должно наказываться, если оно не так опасно для общества – к началу ХХ века в мужской гомосексуальности уже видели угрозу молодёжи. А один из министров вопросил: “Половые отношения между женщинами – вы о таком слыхали? Это относится к области невозможного!” – и добавил, что наказывать женщин – всё равно что наказывать за мастурбацию.
По поводу опасности: мужская гомосексуальность казалась опаснее, так как подвергала сомнению сложившиеся устои и иерархию. Женская – тоже, но в меньшей степени, и в основном опасность заключалась в том, что женщины отвергали назначенные им роли и показывали, что мужчины им не нужны. Поэтому геев старались подавить, а в случае с лесбиянками предпочитали просто отрицать их существование. В 1921 году в Британии тоже хотели ввести наказание для них, но в итоге решили, что лучше хранить молчание о лесбийских отношениях и притвориться, что их нет, даже в уголовном кодексе.
В представлении многих мужчин XIX-начала ХХ веков женщины были совершенно асексуальны. Их не интересовал секс, и они просто удовлетворяли желание мужей. А если допустить, что женщины могут заниматься любовью друг с другом, не думая об ублажении мужчины и размножении, то получается, на это способна любая женщина, вплоть до какой-нибудь графини, если не королевы, и не спасёт ни христианство, ни хорошее образование.
Яркий пример – дело двух учительниц, Марианн Вудс и Джейн Пири, в Шотландии в 1811 году. Одна из их воспитанниц рассказала бабушке, что видела, как они ласкают друг друга и не только. Но суд оправдал женщин, в том числе и потому, что судьи считали невозможным, чтобы уважаемые англичанки могли заниматься сексом не с целью размножения. Ладно бы, женщины из низших классов, но точно не учительницы! Они ведь дарили друг другу Библию! Хотя главный судья вообще заключил: “Ни об одном таком случае не известно ни в Шотландии, ни во всей Британии. Я полагаю, что это преступление не существует […] Согласно известным привычкам женщин в этой стране, нет ничего неприличного, когда одна женщина ложится в постель другой”.
Несомненно, лесбиянки по всей Британии вздохнули с облегчением.
Источники: Lesbian Sourcebook, Alison Oram & Annmarie Turnbull; Surpassing the Love of Men, Lillian Faderman; Criminally Queer
из канала Queer Histories