Моё знакомство с творчеством Константина Лопушанского началось с его постапокалиптической трилогии. Первая из этих работ — фильм «Письма мертвого человека» (1986), рассказывающий о последствиях ядерного апокалипсиса. За ним последовала картина «Посетитель музея» (1989), рисующая картину экологической катастрофы, и наконец, «Русская симфония» (1994), где зрителю предстает духовная гибель советского человека. После этих фильмов было несколько других значимых работ, но особым событием для меня стало недавнее знакомство с картиной «Сквозь чёрное стекло» (2019), которую я, странным образом, упустил из вида на протяжении пяти лет.
Главная героиня фильма — слепая с рождения девушка Анастасия, живущая в приюте при женском монастыре. Она получает шанс восстановить зрение в немецкой клинике, однако для этого ей предстоит выйти замуж за таинственного благотворителя, оплатившего операцию. Сюжет кажется настолько архетипичным, что концовку можно разгадать уже на двадцатой минуте. Тем не менее, именно в этой простой и линейной форме кроется глубина: вся красота фильма проявляется в том, что лежит между строк.
Фильмы Лопушанского неизменно исследуют тему гибели духовности на фоне материального апокалипсиса, связывая воедино мотивы Судного дня. «Сквозь чёрное стекло» создаёт контраст между бездуховностью и материальной обеспеченностью, отражённой в образе русского бизнеса. Этот бизнес, оказавшись перед выбором пути духовного исцеления, предпочитает низменные страсти и разрушение. Картина метафорически отражает современную российскую реальность — холодную и безжалостную, но всё же имеющую шанс на исцеление.
@oleg_ru Надо наверное посмотреть.
Из Лопушанского мне очень понравилась "Роль".