Как возникают женские браки: новый курс про антропологию секса и отношений
В Трансваале, у реки Лимпопо, находится карликовое королевство Ловеду. Это общество из 150 деревень, жители которых патрилинейны и полигамны, т.е. наследство и имущество передаются по мужской линии, а мужчины могут иметь несколько жён. Несмотря на эту социальную структуру, характерную для Южной Африки, кое-что в Ловеду удивляет даже бывалых антропологов.
В Ловеду существуют так называемые «женские браки», когда женщина при определенных условиях женится на женщине.
Вопрос на 100 рублей, как такое могло возникнуть в обществе с полигинией и патрилейностью.
Дело в ресурсах и в дарообмене. Ловеду живет натуральным хозяйством, и самая большая ценность - это скот. Но его нельзя просто так купить - его можно получить только как часть свадебного приданного.
В обычной ситуации хозяину большой семьи наследует старший сын от старшей жены. Но он может умереть (в Южной Африке высокая смертность мужчин - это серьезная проблема). Тогда наследовать будет его сестра от той же старшей жены, но не просто так: она примет на себя социальную роль мужчины. Она становится «сыном» и «мужем», после чего может и должна взять себе жену - ведь только так можно приумножить семейное богатство, упрочить связи, расширить поля.
"Жена" рожает детей, донором спермы может быть кто-то из родственников "мужа" или даже специально нанятый "производитель наследников". Genitor получает в уплату одну корову и отправляется восвояси. Женщина-муж рожать не может, а дети «жены», генетически никак не имеющие отношения к покойному главе семейства, наследуют все.
Сексуальные связи в таком браке не предполагаются (хотя, конечно, точно мы не знаем).
Так могут поступать не только женщины из богатых семей, но и крепкие профессионалки, например, знахарка. Если она хочет стать юридически самостоятельной и не отдавать мужу наработанное тяжелым трудом, у нее есть выход - она предлагает девушке с приданным вступить с ней в брак от имени …своего несуществующего брата или сына, и она становится социальным мужем.
Самый интересный случай — это жены королевы. У королевы Ловеду, которая обладает магической властью над дождем, есть целый гарем. Ей отправляют девушек в жёны даже из других племён, чтобы получить её благословение на дождь или простить ритуальные проступки. Такие жёны живут при дворе, работают на полях и готовят еду для королевы. А еще есть секретные genitors, которые предоставляют сперму, а потом исчезают. Когда одна из жен беременеет, её отправляют домой рожать ребёнка, а потом возвращают к королеве вместе с новой девушкой — это своеобразная система обмена, которая укрепляет связи между разными кланами и регионами. На фото - последняя королева. В 2004 она умерла, потом была попытка переворота с возвращением у мужскому правлению.
Антропология секса и брака - это невероятно увлекательно, правда. В Черногории я буду вести целую неделю в Пляжном университете курс «Антропология секса и отношений» (с 27 января по 2 февраля).
Так что если вы думаете, чем бы таким интересным заняться зимой, приезжайте в Черногорию. Зимнее море, прогулки и разговоры про антропологию с утра до вечера в отличной компании. Регистрация и подробности про Пляжный университет тут.