Я уже писал о том, что ключевое отличие европейской цивилизации от всех остальных становится явным в периоды ее бурного развития и связано с наличием жестко охраняемого права собственности и, соответственно, наличием гражданского общества.
Право собственности и гражданское общество - такая же дихотомическая неразывная пара европейской цивилизации, как аналогичная ей пара «власть/собственность» во всех остальных, неевропейских, цивилизациях. Где собственность может быть захвачена, удержана, сохранена и передана по наследству лишь в случае, если собственник обладает тем или иным властным ресурсом.
При этом европейская цивилизация один раз в своей истории утрачивала эту свою специфическую особенность (хотя и не окончательно), и в этот период она впадала в стагнацию. Я имею в виду Темные века, иначе Средневековье. Право собственности и какое-никакое гражданское общество (правда, крайне в усеченном виде) сохранялись локально лишь в городах средневековой Европы. Протестантская этика вернула античные основы, заложила новый раунд уважения к частной собственности и очень быстро привела к новому бурному развитию европейской цивилизации.
Судя по всему, мы сегодня можем наблюдать завершение этого цикла и переход европейской цивилизации в новый раунд Темных веков. Вряд ли он продлится как предыдущий - тысячу лет, возможно, что его хватит на несколько поколений, но через этот этап пройти придется.
И раз так - то гражданское общество, а с ним и право собственности в том виде, в котором мы их привыкли видеть, будут разрушены. Возможно, они сохраняться в отдельных локациях (будут ли эти локации территориальными или они будут носить иной вид - в данном случае несущественно).
Стоит отметить, что идеология продвигаемой «новой нормальности» подходит к этому вопросу предельно категорично. Право собственности будет сокращено до права пользования «по подписке», причем в отличие от нынешнего права собственности, оно будет носить разрешительный со стороны государства характер. Гражданское общество будет в рамках новой нормальности ликвидировано и на его месте возникнет некое социально стратифицированное пространство - по сути, то же сословное общество средневековья, просто внешне оно будет выглядеть несколько иначе.
Но в таком случае логично, если все права и свободы, которые сегодня являются неотъемлемой частью гражданского общества и его взаимоотношений как внутри, так и с государством, будут либо ликвидированы, либо трансформированы.
В этом смысле ликвидация всех свобод и введение тотальной цензуры как на государственном уровне, так и на уровне создания стайных поведенческих норм (для этого и нужен диктат меньшинств, разнообразные проекты типа Me Too, которые контролируют и терроризируют общество изнутри) становятся неизбежными. В этом смысле европейская цивилизация станет неотличимой от деспотий Азии, где власть традиционно определяет население как смертельного врага и ведет с ним беспощадную и бескомпромиссную войну.
По всей видимости, европейская цивилизация в этот период новых Темных веков будет релаксировать после невероятно бурного роста последних нескольких столетий, и накапливать источники роста для нового старта. И когда он состоится, его можно будет маркировать по возвращению европейского «Инь-Ян» - той самой неразрывной пары «собственность/гражданское общество», но на каком-то новом уровне. Азиатские и не-европейские цивилизации вообще ничего не заметят, так как они как были, так и останутся в классическом деспотичном виде.