Современный усреднённый эмигрант/репатриант из России – носитель крайне правых идей.
Но это явление последних 30-40 лет. В предыдущих волнах эмиграции преобладали носители левых идей. На днях дочитал мемуары НТСовца и власовца Александра Казанцева, представителя первой волны эмиграции, и даже он признаёт, что в белоэмигрантской среде преобладали в соотношении 65-70:30-35 приверженцы идей эсеров, меньшевиков, кадетов и т.п. Они, кстати, в большинстве своём не пошли служить Гитлеру, тогда как правые и крайне правые белоэмигранты наперегонки бежали в гитлеризм – как тот же Казанцев, который уже в августе 1941 года приехал из Белграда в Берлин работать в отделе пропаганды вермахта.
В еврейской среде точно можно датировать, когда русские евреи стали склоняться в правую сторону – это стык 1950-60-х. Наверное, это произошло раньше лет на 10-20, чем в среде той же «колбасной» советской и постсоветской (90-е) эмиграции. Когда-то и где-то писал об этих идеологических смещениях в Израиле.
В Израиле с конца 1950-х шла дискуссия двух отцов-основателей Израиля, Бен-Гуриона и Бегина, какой они видели страну (точнее, двух их лагерей, оба они были спикерами этого процесса). Бен-Гурион был левым сионистом (без учёта национальных взглядов, он по идеологии скорее меньшевик), Бегин - правым. Бегин в итоге победил, и современный правый Израиль с бессменным и «молодым перспективным политиком» Нетаньяху (75 лет) - его детище.
У Бен-Гуриона, как социалиста, была своя «еврейская идея». Она заключалась в создании «нового еврея». Бен-Гурион совершенно игнорировал традицию, то есть галаху, определявшую еврейский образ жизни на протяжении двух тысяч лет. Галаха, по его мнению, вся была создана в галуте и для галута, ради сохранения еврейского народа в изгнании. Новому человеку, живущему на своей земле в Израиле, она просто-напросто не нужна. Победил Бегин, с присущим ему цинизмом считавший, что только консерватизм и ортодоксия (харедим) способны сплоить евреев в Израиле, а евросоциализм и секуляризм Бен-Гуриона только развратит евреев.
Это отразилось и на дискуссии Бегина и Бен-Гуриона вокруг Дня Катастрофы и героизма еврейского народа. Бен-Гурион хотел, чтобы в центре внимания оказался именно героизм евреев: восстания в гетто (включая Варшавское восстание), партизанская война, еврейское подполье. Именно это должно было остаться в народной памяти, а не концлагеря и газовые камеры, где еврей показан безмолвной жертвой, с которым можно делать всё, что угодно. А Бегин, наоборот, считал, что именно Катастрофа (Холокост), то есть массовое уничтожение евреев, должна лечь в основу современного народного сознания. Снова победил Бегин.
Наконец, ещё одна жаркая дискуссия между ними была о том, кого считать евреем, то есть о еврейской идентичности. Этот спор развернулся в 1958 году. Бен-Гурион говорил, что он не согласен с галахическим определением: евреем считается тот, кто рождён матерью-еврейкой или прошёл ортодоксальный гиюр (переход в иудаизм). Он приводил множество цитат из ТаНаХа, доказывая, что галаха исказила библейский облик еврейского народа. Бен-Гурион писал, что в мире ТаНаХа вообще нет никакого гиюра, а есть только «объевреивание». Человеку любой национальности достаточно чувствовать себя евреем (принимать традицию и иудаизм), чтобы стать им. Именно так, как позднее доказали археологи, историки и генетики, формировалась субнация евреев-ашкеназов на ранней стадии VII-XIV веков.
В итоге снова победил правый сионист Бегин.
Лишь в одном соглашались Бен-Гурион и Бегин: ведущую роль в еврейской политике должны занимать ашкеназы, а не сефарды и не восточные евреи (в силу «низкого уровня развития» последних). И эта традиция жива в Израиле до сих пор. Подавляющая часть премьер-министров и президентов Израиля - либо сами выходцы с территории Российской империи, либо имели там предков. Были ими и оба спорщика: Бен-Гурион (Давид Грин) родился в Плоньске, а Бегин (Мечислав Бегун) - в Бресте.