Читая "Проклятых земли" Франца Фанона, я все больше задумываюсь о событиях 90-х годов в России. О них существует множество мнений: одни говорят о коллапсе коммунизма, другие — о наступлении свободы, третьи — о реинтеграции в мировое сообщество и экономику. Но, анализируя текст Фанона, я все больше убеждаюсь, что этот период можно рассматривать как колонизацию.
На первый взгляд, идея проста и очевидна, но почему-то она редко обсуждается в таком ключе. В то время Россия была бедной, а иностранцы — богатыми. Фанон описывает суперструктуру, где богатство и белый цвет кожи взаимосвязаны: ты богат, потому что ты белый, и ты белый, потому что богатый.
Мы благоговели перед иностранцами и стремились к знакомствам с ними. В моем окружении было много иностранцев: одноклассник из Эфиопии, друг детства из Болгарии, соседи из Кореи, Вьетнама и Сирии. Но мы не воспринимали их как настоящих иностранцев — нас влекли именно белые иностранцы.
Манихейское мировоззрение, о котором пишет Фанон, также было характерно для того времени: наука СССР казалась местечковой и узкотематичной, промышленность — отсталой и бесперспективной, культура — несвободной и утилитарной. Все вокруг было пропитано злобой, классовой ненавистью и архаичными идеями. В противоположность этому, на Западе все казалось передовым, свободным и эффективным.
Однако такие настроения быстро изменились. Уже к началу 2000-х годов иностранцы перестали быть для нас объектом поклонения. Наша культура больше не воспринималась как аборигенная. За 15-20 лет мы пережили и колонизацию, и деколонизацию.
Почему это произошло так быстро и сравнительно бескровно?
Манихейское мировоззрение, о котором пишет Фанон, также было характерно для того времени: наука СССР казалась местечковой и узкотематичной, промышленность — отсталой и бесперспективной, культура — несвободной и утилитарной. Все вокруг было пропитано злобой, классовой ненавистью и архаичными идеями. В противоположность этому, на Западе все казалось передовым, свободным и эффективным.