Жанры: #gamelit #фантастика #статьи
Рейтинг: #PG13
Предыдущая часть: lor.sh/@risto/1128182241747365
Первая часть: lor.sh/@risto/1128180520651340
_
Этот грех был выделен при написании критики на его второго и третьего собратьев — и первые читатели данной статьи даже могли видеть некоторые части этого текста там ранее, до того, как они были перенесены в ходе редактуры.

Если автор ЛитРПГ совершит две уже упомянутые ошибки — ударится в гигантоманию, при раздувании важности описываемой игры, и попытается одарить своего героя всеми мыслимыми реальными благами, то он практически неизбежно совершит и третью ошибку: сведёт сюжет к взаимодействию своего героя с правительством, зачастую уделяя этим контактам огромное количество текста, даже во вред, собственно, игровому процессу, которому, по идее, и посвящена его книга. Оставим за кадром политоту, которая, с этого момента, неизбежно начнёт хлестать со страниц развлекательного романа, пусть её. Куда большую сомнительность данному сюжетному ходу придаёт другое: мотивация героев, которой нет.

Если человек хочет защищать свою страну — он пойдёт в армию или спецслужбы. Если, вместо этого, он играет в Арму, значит либо ему хочется примерить на себя роль сурового вояки без всякого риска, и никуда он не пойдёт, даже если его позовут, либо своё он уже отслужил и бегает с нарисованной винтовкой теша свою ностальгию. Другая версия варианта два — пошёл бы в армию, да не берут, вот и сублимирует.[1] Второй, конечно, и пойдёт, и защитит, но потому, что он и так всегда был к этому готов, а не из-за 130-и наигранных часов. Никакие игровые успехи не прибавят вашему герою ни сознательности, ни смелости, а без этих качеств даже наработанные в супер-пупер обучающей игре навыки не изменят поведения и приоритетов игрока в жизни.

Как мы уже выяснили ранее, если человек играет в игры, то одно из двух: либо это его работа, либо отдых. Если отдых — не будет он искать реальных приключений на свою голову, не за этим он пришёл, а если работа, то такого человека в игре интересуют только выгода и стабильность, а на все мировые заговоры чхать он хотел. Оба этих собирательных индивида удалят игру нафиг и отформатируют, для верности, жёсткий диск, если узнают, что всё это время рубились в какой-нибудь проект ФСБ по отбору кандидатов в спецвойска.

Есть, конечно, исключение: игры, построенные вокруг мечты своей аудитории. И речь тут не о банальности, вроде магии — от того, что мы заменим артиллерию магами с файерболами принципиально ничего не изменится, — а о чём-то недостижимом для современного человечества, потому что оно либо до этого ещё не доросло, либо, напротив, давно переросло. Человек мог всю жизнь, аки дон Кихот, грезить рыцарскими романами, но, вот беда: он родился в XXI веке в ни разу не аристократической семье и всё, что ему остаётся, это добиваться титула в какой-нибудь ММО. Если такому человеку предложат, например, переселиться в параллельный мир, копией которого была его любимая игра, то да, есть немалая вероятность, что он если и не уцепится за этот шанс руками и ногами, то, по крайней мере, всерьёз подумает над возможностью согласиться. Но его выбор, в любом случае, будет обусловлен исходными причинами, из-за которых он пришёл в эту игру, а не самой игрой.

Или, напротив, человек увлекается научно-фантастическими сериалами, мечтает бороздить просторы Вселенной, а космическая программа его родной планеты десятилетиями топчется на орбите и варп-привода на горизонте что-то не видать, звёздных врат не нашли и инопланетяне-просветители не прилетели. Согласится ли он полететь на Марс, если ему скажут, что его любимый космосим создавался для отбора и обучения предполагаемых участников миссии? Не факт, но вполне возможно. А какова вероятность, что среди успешно прошедших отбор найдутся обыкновенные игроманы, никогда в жизни не мечтавшие о звёздах? Думается мне, что около нуля.

При этом, если взять тот же Sword Art Online, там главный герой, с определённого момента, работает на правительство. Но, во-первых, в той сфере, которая ему действительно была интересна ещё до игры. Во-вторых, в игре его ничему не обучали, кроме довольно бесполезного в XXIII веке фехтования, зато, чтобы выжить там самому — реально выжить, а не игровую аватарку от делевела уберечь — и спасти других, ему не раз приходилось переступать через себя делая то, что считалось невозможным, что было просто страшно и противно делать, наконец. Да, ёшкин кот, он там людей убивал! Убивал своими руками, точно зная, что они умрут и в реальности, потому что не нашёл другого способа их остановить и спасти своих друзей. Парень, по сути, с фронта вернулся. Если он прошёл через всё это и не сломался, то ничего удивительного в том, что его характер стал куда жёстче, а его представления о допустимых рисках изменились, нет. Но даже так он не согласился на потенциально опасное для жизни задание, пока не получил максимально возможные гарантии безопасности. Потому что человек может разучиться бояться за себя, но — если он не моральный урод, конечно — не за других. У него девушка и сестра. Они будут страдать, если он умрёт, а значит он не имеет права эгоистично рисковать собой.

Рисковать собой или убивать других добровольно согласится только человек, который морально к этому готов. Это не навыки и не опыт, это — состояние сознания. Игра, которая научит вас махать мечом, и игра, которая приучит вас убивать и быть готовыми умереть самому — это две совершенно разные игры, и не дай боги вам когда-нибудь сыграть во вторую, тем более, что это уже, априори, будет совсем не игра.

Предположим, впрочем, что к риску ваш герой готов, или работа у него сугубо штабная и риска минимум. Берём ситуацию: главный герой, менеджер по образованию, играет ассасином, но цены на яды слишком высоки, а донатить он не хочет, поэтому берёт профессии травника и алхимика, чтобы делать себе расходники самостоятельно. В ходе профессионального роста в игре, он выполняет жутко сложный скрытый квест, который туда добавили по настоятельной просьбе некой госструктуры. И вот приглашают нашего героя в спецгруппу, пытающуюся понять, кто как и чем отравил черезвычайного и полномочного посла его родины в одной центральноафриканской стране. Вы тоже чувствуете этот ядрёный запах бреда?

Поясняю: наш герой менеджер, а не сыщик, дипломат, химик или ботаник. Даже если некий тест показал наличие у него способностей к тем или иным дисциплинам, — грош им цена, без профильного образования и правильно повёрнутых мозгов. Хорошо образованный человек, никогда специально не занимавшийся, скажем, математикой, может сделать в ней случайное открытие — вывести новую теорему, например. Но если у него нет интереса к данной науке, то сажать его директором профильного НИИ, надеясь на очередной прилив вдохновения, — пустая трата времени и ресурсов, так как в реальной жизни эта рояльная логика не работает.

Если игра резко меняет жизнь вашего героя — для этого должны быть предпосылки, как в самой игре, так и в прошлом вашего персонажа. Помните: люди никогда не будут добровольно делать то, что им несвойственно, а из-под палки — будут, конечно, но плохо.
_
Следующая часть:
Текст также опубликован на #AuthorToday: author.today/post/14814
и #ficbook: ficbook.net/readfic/6498972/17
Написано по заявке: ficbook.net/requests/6716
#LitRPG #критика #6LitRPGsins