В Шерегеше в июле пройдет арт-фестиваль «Окрашено», основной темой которого станет шорская культура и маски, использовавшиеся шорскими шаманами. Но фестиваль проведут без участия самих шорцев. Активисты высказывают опасения о неправильной интерпретации культурных элементов и ведущей к этому экзотизации.
Основной темой "Окрашено" станет шорская культура и такой её элемент, как маска - шорцы исторически использовали её для защиты от злых духов. Всего с 5 по 7 июля художники распишут 9 муралов и создадут несколько арт-объектов— пишут в издании Makers of Siberia
Среди участников фестиваля художники из Москвы, Благовещенска, Владимира, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Красноярска. Кураторка проекта - Анастасия Петренко из Барнаула. И нет ни одного представителя Горной Шории ни среди участников, ни среди организаторов. Внимание на это обратила алтайская активистка и художница Аруна.
В чём проблема?
Темы культур разных народов всегда очень сложные, и подходить к ним всегда нужно с особенной осторожностью. Для обращения к темам народов, представителем которых вы не являетесь, всегда стоит обращаться к представителям этих народов и специалистам для консультаций, чтобы лучше узнать культурные особенности, которых скрыты от глаз.
Темы, касающиеся религиозных обрядов и веры людей, ещё сложнее, так как существует риск неправильной интерпретации смыслов обрядов и экзотизации, т е подчёркивания "причудливых, необычных особенностей". Экзотизация другой культуры не является её популяризацией и проявлением кважения. Экзотизация также может быть формой ксенофобии, но с "положительной" коннотацией.
Коренные народы очень бережно относятся к своей культуре, стремясь сохранить уникальную идентичность и традиции. Это сложная задача в быстро меняющемся мире эпохи глобализации. Тем не менее, наши народы живы и среди нас есть талантливые художники и творцы. Но почему-то вместо них на мероприятии представляют столичных художников, которые, вероятно, даже не были в Горной Шории и почти ничего не знают об этой уникальной культуре. Однако именно они будут создавать предмет шорской культуры - шорскую маску.
Темы, связанные с шаманизмом и обрядами, вызывают дискуссии даже среди народа и специалистов по этнографии. Приэтом люди извне с лёгкостью интерпретируют "эстетичный" элемент в удобном для себя ключе, не погружаясь в глубину проблематики. В рамках фестиваля объединили шорские маски, использовавшиеся шаманами для обрядов, и маски, использовавшиеся для балов и маскарадов в XVIII-XIX веках, когда изменение внешнего вида предследовало цели украшения, сюрприза и обмана. Эти два культурных явления абсолютно различны по своему смыслу. Целью маскарадов было развлечение, а чтобы нивелировать социальные различия, сидящие за столом надевали маски. Само явление маскарадов появилось в Венеции и распространилось потом и по другим странам Европы и в России. Перевоплощение в костюмы и яркие образы стало частью театрализованного представления. Цель же шаманских масок была связана с различными ритуалами и обрядами, связью с духами другого мира. Они использовались шаманами для камлания, обрядов, плодородия и целительных практик. Они являются частью веры людей. Религии коренных народов - это не развлечение для приезжих, это часть наших культур, к которой мы хотим уважения.
Как следует поступать?
Лучше не обращаться к темам, в которых вы не являетесь специалистами. Уникальность разных культур и их особенности - крайне чувствительная тема. В таких сферах следует получать согласие представителей народов, к чьей культуре вы хотите обратиться. Необходима консультация, сотрудничество или участие представителей коренных народов. Важно входить в диалог с коренными народами, проявляя тем самым уважение и бережный подход к традициям.
Источник: Азиаты России