Forwarded from Пробковый шлем
В 1898 году на цейлонский берег с французского корабля сошли трое странных пассажиров. Уральские казаки Анисим Барышников, Вонифатий Максимычев и Григорий Хохлов с большим интересом осмотрели город Коломбо, но надолго задерживаться здесь не стали. На Цейлоне жили буддисты и индусы, имелись католики, но казакам нужно было найти в регионе православных, причём крестящихся двоеперстно.
Картина выглядит совершенно абсурдно, если вы не знаете о мировоззрении старообрядцев. Краткое объяснение: для тех из них, кто принимал и принимает священство (поповцев) был жизненно важен вопрос восстановления священнической иерархии. В 1846 году старообрядчество принял беглый боснийский митрополит Амвросий, он поставил поповцам епископов, те поставили священников и вопрос вроде бы был закрыт. Но часть поповцев заподозрила, что Амвросий в своей балканской церкви был крещён не "погружением", а "обливанием" - следовательно, крещение это недействительно, а равно недействительны все рукоположения и таинства. Новую старообрядческую иерархию они отвергли, предпочитая переманивать к себе немногочисленных "беглых попов" из синодальной церкви. Но в среде беглопоповцев продолжали распространяться слухи о том, что где-то за пределами России истинная вера и истинные епископы сохранились.
Именно в этой среде начал в 1870-ые гг. свою деятельность некий "архиепископ Аркадий". Вроде бы этого замечательного персонажа звали Антоном Пикульским, но тут ключевые слова "вроде бы" - вроде бы из дворян, вроде бы служил в гренадёрском полку, вроде бы перешёл из синодальной церкви в старообрядчество и отправился искать истинное священство.
Нашёл искомое Пикульский якобы в "Восточной Индии", где его поставил в епископы некий патриарх Мелетий, обладатель необычайно звучного титула - "патриарх Славяно-Беловодский, Индостанский, Индийский, Камбайский, Японский, Англо-Индийский, Ост-Индии, Вест-Индии и Африки и Америки". Грамоты с такой подписью новоиспечённый "епископ Аркадий" рассылал по всему старообрядческому миру.
Образованным старообрядцам было понятно, что про индийских христиан Аркадий бессовестно врёт, но крестьянам и казакам в Поволжье и на Урале всё это заходило, ложась на традиционный миф о Беловодье. Противники Аркадия пытались припереть его к стенке конкретными вопросами - на территории какого именно современного государства находится то место, где его посвятили в епископы? Это Британская Индия, Индокитай, Голландская Ост-Индия, Китай?
В начале 1898 года в селе Кирсановка (современная Оренбургская область) на съезд собрались представители небольшого согласия "никудышников" - как видно из названия, ни одной старообрядческой иерархии они не признавали. Обсуждали, стоит ли принимать "беловодских" священников, после бурных дебатов решили проверить слова "архиепископа Аркадия" - отрядить надёжных людей и отправить их искать то Беловодье и ту Индию, где якобы есть "сорок епископов, служащих на сирском языке". Урядник Максимычев вместе с казаками Барышниковым и Хохловым отправился в дальнее путешествие.